Карл Хёфнер

Основатель одной из самых известных компаний по производству струнных инструментов в мире

Карл Хёфнер (Karl Hofner, или Hoefner) – отец-основатель знаменитой и уважаемой немецкой компании “Karl Hofner GmbH & Co” по дизайну, разработке и производству щипковых и смычковых струнных инструментов и аксессуаров к ним – родился в 1864 году в Чехии, город Лубы (Любы, Luby), в прошлом Шёнбах (Шонбах, Schonbach). У Карла за спиной была хорошая школа изготовления инструментов – он был подмастерьем скрипичного мастера Антона Шалера, а свою первую скрипку Хёфнер продал в 1887 году.

1887 год – это ещё и дата, которой Карл Хёфнер ознаменовал открытие своей компании “Karl Hofner GmbH & Co KG”, и веха в истории создания инструментов под этой маркой, пожалуй, для всего музыкального мира планеты. Благодаря своей предпринимательской жилке и мастерству изотовления своей продукции, с присущим чисто немецким качеством изготовления оной, фирма заняла ведущие позиции на рынке.

Карл начинает предъявлять особые требования к звучанию своих инструментов и завоёвывает признание у самых требовательных покупателей среди музыкантов и дилеров. В 1907 году Хёфнер удостаивается высокой чести стать придворным скрипичным мастером Саксонского королевского двора.

Показать текст полностью

В двадцатых годах прошлого века в музыке меняются тенденции и начинают развиваться молодые направления в ней. Фирма начинает проектировать и выпускать новые инструменты, что положительно сказывается на продажах. В 1910-1920-е годы предприятие начинает производство акустических гитар.

Вместе с заслуженно приобретённой репутацией, компания расширяет границы своего влияния до планетарного масштаба, и в последующее десятилетие становится лидером среди поставщиков и Первым экспортёром музыкальных инструментов в Азию, Австралию, Англию и Америку.

С наступлением экономического кризиса 30-х годов и началом Второй Мировой войны количество заказов на музыкальные инструменты резко снижается, но фабрика продолжает выпуск инструментов небольшими траншами, что помогает оставаться ей на плаву. К тому же у них были военные заказы на изготовление продукции из дерева, например, ящики, подошвы для армейской обуви и другое. Просто очень “параллельные по сути продукты”.

После окончания Второй Мировой войны происходит передел границ, а предприятия Хёфнера территориально отходят к Чехословакии, что повлияло на её статус кво – компания была национализирована, а её производственные мощности вливаются в Народное предприятие “Cremona” (Не путать с “Gremona”!), ныне известное под маркой “Strunal CZ”.

Сыновья Карла – Йозеф и Вальтер – решают возродить потерянное детище отца и в небольшой коммуне под Нюрнбергом в городе под названием Бубенройт (Bubenreuth) снова начинают поизводить музыкальные инструменты. Работы начинаются в 1947 году и возвращают предприятию утраченную славу и звание Легендарных производителей акустических и электрогитар класса Винтаж (Vintage).

В 50-х годах компания “Хёфнер” под руководством сыновей её основателя, расширила свои производственные мощности, увеличив выпуск уже известных к тому времени моделей инструментов, и разнообразила свой ассортимент. В линейке продававшихся в Германии инструментов появились акустические арк-топы, а на них вскоре стали ставить и навесные звукосниматели. Следующим шагом в 1954 году на немецкий рынок вышли электрогитары Хёфнера с встроенными звукоснимателями, эти тонкие, с небольшим корпусом с одним вырезом инструменты отражали растущую среди гитаристов и производителей гитар популярность гибсоновской модели “Les Paul”. Эти “Хёфнеры” были на самом деле пустотелыми, но без резонаторных отверстий – эф, – и как следствие, относительно лёгкими на вес.

В 1955 г. умирает Карл в городе Мюнстер, Германия. А Вальтеру Хёфнеру приходит в голову идея создания полуакустической бас-гитары имеющей форму контрабаса или скрипки, как её звали впоследствии, которая была снабжена электромагнитным датчиком и звучала посредством подключения её в усилитель.

Данная бас-гитара была впервые продемонстрирована на музыкальной выставке города Франкфурт в 1956 году, и ей был присвоен индекс 500/1. Первые цельнокорпусные Хёфнеры были выпущены в Германии также в 1956 году, но они тоже были скорее Semi-hollow, нежели чем действительно со сплошным корпусом. О 500/1 чуть позже, а пока компания “Karl Hofner GmbH & Co” продолжает экспериментировать со своей продукцией и изготавливать новые музыкальные инструменты. 1958 год становится началом сотрудничества “Хёфнер” с лондонской фирмой “Selmer”, благодаря чему на свет появляются новые эксклюзивные модели гитар. С этого момента “Selmer” импортирует гитары Хёфнера в Великобританию. Дистрибьюторы отказались от цифровых обозначений моделей, которые они заказывали для британского рынка, и стали давать им звучные имена, способные привлечь местных музыкантов. Так “Selmer” начнет предлагать такие модели, как “Golden Hofner”, “Committee”, “President”, “Senator”, “Club”, “Verithin”, “Colorama” и “Galaxie”.

“Selmer” очень угадали с предложением “Хёфнер” в Великобритании. В 50-е Британия знакомилась с рок-н-роллом, но доступных электрогитар было мало. Главным образом из-за запрета на импорт из США, который действовал с 1951 по 1959, они обратили внимание на Восток. Британские музыканты хорошо встретили разнообразие, качество и ценность инструментов “Хёфнер”, и эта марка вскоре заняла в Британии лидирующие позиции, на хёфнеровских гитарах играли такие знаменитые артисты, как Берт Уидон (Bert Weedon) и Томми Стили (Tommy Steele).

Появившийся в 1957 году электро-арктоп “Committee” был разработан в сотрудничестве с группой из шести ведущих британских исполнителей: Франка Деница (Frank Deniz), Айка Исаака (Ike Isaacs), Джека Ллевеллина (Jack Llewellyn), Фредди Филлипса (Freddie Phillips) и Роя Пламмера (Roy Plummer). Богато украшенный, великолепно выглядевший Committee отличался двумя датчиками, декоративными накладками головы грифа, арфоподобным струнодержателем, многослойными окантовками и шпоном узорчатого клена на обечайках и нижней деке, на которой ещё были выгравированы изящные лилии. Как и у большинства полуакустических “Хёфнеров”, предлагалось два варианта окраски: Sunburst и Natural, или, как говорили в “Selmer”: Brunette и Blonde.

1961 год был ознаменован другим событием, который дал дополнительную известность басу под индексом 500/1. Пол МакКартни (Paul MacCarthey) из “Битлз” (The Beatles) в гамбургском музыкальном магазине оценил и за 30 фунтов-стерлингов купил свою первую бас-гитару, а именно полуакустический бас (Хёфнер-скрипку), записав на ней вместе с группой немало выдающихся произведений. Именно этим он и дал движение увеличению продаж данной гитары. С тех пор её на Западе и зовут “Битл-бас”, или “Битл-бас Пола”. Популярность исполнителя сказалась на востребованности гитар данной марки.

Для Пола эта популярность вышла боком – гитару украли…

В 1964 году Элби Пейнтер (Albie Painter), менеджер-директор Selmer, подарил Полу Маккартни экземпляр Хёфнер-баса с позолоченной механикой. Всего “Хёфнер” производил 10 различных моделей “Paul’s Beatle Bass”, различающихся разнообразием фурнитуры и отделки. Сегодня фирмой выпускается 3 модели легендарной “гитары-скрипки” – это 500/1, 500/2 Club Bass и 5000/1 Deluxe, которые стали визиткой компании.

В 70-е годы пошлого столетия такую форму бас-гитар использовали и другие фирмы, но уже из соцлагеря. Одной из таких фирм была и болгарская “Орфей”, которая свободно продавала “бас-скрипки” в музыкальных магазинах СССР, но это уже другая история…

1 января 1994 года фирма “Хёфнер” была продана “Boosey & Hawkes” – главной музыкальной компании Британии. В течение девяти лет они продолжали выпускать гитары, но этот период в бизнесе нельзя было назвать успешным. Это происходило незадолго до того, как был сделан главнейший рационализаторский шаг – закрытие завода в Bubenreuth и перенесение производства в Hagenau, который был расширен и модернизирован в 1997 году. В конце 2004 года компания опять была продана Клаусу Шёллеру (Klaus Scholler) и его жене Ульрике Шримпф (Ulrike Schrimpff).

Сейчас компания смотрит уверенно в светлое будущее и до сих пор занимает почётное место на мировом рынке струнных инструментов. Несмотря на многочисленные изменения, компания на протяжении 125 лет по-прежнему одна большая семья. Грэм Стокли (Graham Stockley) – менеджер по развитию электро гитар – сказал: “Мы вряд ли когда-нибудь наймём новых сотрудников, поскольку никто не собирается покидать свою семью…”

[collapse]

Сергей Баландин

Дата публикации: 20:50 | 30.12.2016

Visits: 213

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина