Дэйв Смит

Инженер и музыкант Дэйв Смит (Dave Smith) – это ещё одна веха в истории электронной музыки, – является прогрессивным новатором многих современных электронных музыкальных революционных технологий. Один из первых изобреталей управляемых микропроцессором полифонических и мультитембральных синтезаторов, был назван Отцом MIDI.

Учился Дэйв в Калифорнийском университете в Беркли, где и получил степень в области компьютерных наук и технологий и электронной инженерии. В 1972 году купил Minimoog, что и толкнуло его на создание собственного аналогового секвенсора.

Смит основал “Sequential Circuits”, и в 1977 году создал синтезатор “Prophet 5” (Пророк 5), первый в мире полифонический аналоговый синтезатор с цифровым управлением и возможностью программирования. Эта машина выпускалась Смитом с 1977-го по 1984-ый годы, став воистину пророческой для следующих поколений синтезаторов. Дэйв Смит тогда заложил технические стандарты электро-музыкальных инструментов, актуальные и поныне. Практически у каждой группы семидесятых-восьмидесятых, работающих в стилях рок и джаз-рок, на вооружении стоял его агрегат. “Sequential Circuits” (Последовательные цепи) стал одним из самых успешных музыкальных производителей синтезаторов того периода времени…

Показать весь текст

“Prophet 5”, ко всему прочему, был оснащён памятью для оперативного сохранения и вызова настроек. Только из числа самых знаменитых пользователей Профета можно назвать группы “Duran Duran”, “Kraftwerk”, “Genesis”, “Prodigy” и “Depeche Mode”. На нём играли Kitaro, Jean-Michel Jarre, Vangelis и Dieter Bohlen из “Modern Talking”. Инструмент имел глубокие мощные басовые, струнные звуки и невероятные звуковые эффекты, за что и был признанно обожаем музыкантами планеты всей. В наши дни многие исполнители и композиторы до сих пор ищут этот синтезатор для записи и исполнения своей музыки.

Один из главных разработчиков стандарта MIDI, без которого просто немыслима современная электронная музыка, Дэйв Смит придумал и саму аббревиатуру: MIDI (Musical Instrument Digital Interface). После встречи Смита с главой американской фирмы “Oberheim” Томом Оберхеймом и основателем фирмы “Роланд” Икутаро Какехаши, эта идея была впервые представлена Audio Engineering Society (Ассоциации Аудиоинженеров) в 1981 году. После нескольких усовершенствований, на Winter NAMM Show (Зимней NAMM [Международная Ассоциация продавцов музыкальной техники] выставке) в 1983 году Смит представил публике “Prophet 600”, который был успешно соединён с “Roland Jupiter 6”.

В 1987 году за свои заслуги в области музыкальных технологий Дэйв Смит был признан почётным членом Ассоциации Аудиоинженеров. Однако компания “Yamaha” не дремала и успела похоронить множество мелких и несколько крупных электромузыкальных фирм, в число которых попала и “Sequential Circuits”, выпустив в продажу легендарную “Yamaha DX7”.

Но и Дэйв Смит не спал и стал президентом Исследовательского подразделения “DSD Ink.” той же “Ямахи”, в котором он работал над концепцией виртуальных инструментов и синтезаторов, над физическим моделированием и синтезом программных синтезаторов, работающих по вышеуказанным принципам.

Уникум в своей области, востребованный на разных уровнях производства синтезаторов, Дэйв Смит основал научно-исследовательскую группу уже от фирмы “Korg” в 1989 году. Наиболее яркое изделие от “Корг” – это невероятно красивый по своему звучанию синтезатор “Korg Wavestation”.

Свою деятельность Смит продолжил как президент компании “Seer Systems” (Ясновидец), создав по заказу корпорации “Intel” первый в мире виртуальный синтезатор “Evolver”, работающий на платформе PС (Персонального компьютера). Об этом эпохальном факте доложил в своей речи на “Comdex” Andy Grove (Энди Гроув) в 1994 году. Последующая версия из второго поколения этого виртуального синтезатора разошлась по миру в количестве свыше десяти миллионов копий.

В 1997 году Смит снова разработал первый (!) в мире профессиональный виртуальный синтезатор “Reality”, получивший наивысшую оценку в рейтинге влительного журнала “Electronic Musician”. Третье поколение программного синтезатора, к коему и принадлежит “Reality”, был также награждён “Editors’ Choice Award” в 1998 году. Но, несмотря на свои достижения, в последующие годы Дэйв Смит явно охладел к самой идее виртуальных инструментов:

“Я сам часто играю на синтезаторах, которые создал, но никогда на виртуальных, так как я не люблю ощущения, связанные с ними. Мне не по душе, что для контроля над инструментом нужно использовать мышь, клавиатуру и монитор. Поэтому несколько лет назад я вернулся к работе над “железными” инструментами, начав с разработки синтезатора “Evolver”. Должен сказать, что звук у большинства виртуальных синтезаторов довольно хорош. Этот аспект нельзя недооценивать, учитывая, что всё идет к тому, что в недалёком будущем все виртуальные синтезаторы будут бесплатными, причём легально бесплатными. Но тут всё дело в ощущениях. Музыкант должен выбирать такой инструмент, который он может потрогать, почувствовать, с которым у него установится контакт, к которому можно привыкнуть. А не что-то, находящееся на экране. Даже если у вас есть миди-контроллер, это всего лишь штуковина с 20-ю регуляторами неопределённого назначения, которые необходимо отдельно настраивать для каждой программы, для которого надо каждые полгода обновлять программное обеспечение, при этом постоянно сталкиваться с проблемами несовместимости и прочего. Для меня музыкальный инструмент должен обладать своим характером, уникальностью, чтобы это был именно МОЙ инструмент. Мне нравится подход гитаристов. Они не просто выбирают, например, “Страт”. Они знают, какой именно “Страт” им нужен, определённого года и места производства, именно тот инструмент, с которым гитарист буквально разговаривает. Они привыкают к инструменту, знают его досконально, чувствуют его. Все это абсолютно отсутствует у виртуальных синтезаторов. У них нет таких ощутимых, уникальных и характерных качеств. А я считаю, что характер инструмента – это одна из основ музыки. Но вот что хорошо в виртуальных синтезаторах, что они либо дешёвые, либо бесплатные; что в основном они неплохо звучат, хотя, конечно, не так, как реальные аналоговые инструменты. Это хороший способ для молодых людей понять, как работает синтезатор и приобщиться к миру электронной музыки.”

Компания “Dave Smith Instruments” родилась в 2002 году и выпускает опять-таки аналоговые и гибридные синтезаторы – это снова “Evolver”, “Poly Evolver”, “Prophet ’08”, “Mopho”, “Tetra”, “Pro-2” и, конечно же, флагман “Prophet 12″… Как говаривал один из верных соратников Дэйва инженер Эндрю МакГован: “Вы же знаете, Дэйву около 30 и он реальный непоседа. Не может долго заниматься одним и тем же, и не может сидеть на месте. Он постоянно над чем-то работает”. Отсюда и масса воплощённых идей! Сам же Дэйв Смит сказал в одном из интервью “В наше время аппаратные синтезаторы начали выпускать даже софтверные компании” (толсто намекая на Артурия, которая, к слову говоря, преуспела и в софте, и в железе). Так что, гарантия того, что дядя Дэйв продолжит радовать нас новыми синтезаторами, в прямом и переносном смысле, “железная”. В бесконечной погоне за успехом в продвижении “аналога” он идет даже на сотрудничество с Томом Оберхеймом и, на производственной базе DSI, вместе они выпускают полифонический аналоговый OB-6 и его звуковой модуль.

В 2005 году Смит был помещён в Зал славы от “Mix Foundation TECnology” за Technical Excellence and Creativity (За техническое превосходство и креатив). В 2013 году он и Ikutaro Kakehashi получили премии “Grammy” за вклад в развитие MIDI технологий, а в 2015 Дэйв Смит вернул себе права на название “Prophet 6” от YAMAHA, и выпустил “Prophet 6” уже под родным именем…

[свернуть]

Сергей Баландин

Дата публикации: 17:30 | 10.06.2016

Visits: 195

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина