Джон Боуэн

“Рабочая лошадка” Sequential, Korg и др. компаний, создатель целой плеяды “звездных” синтезаторов

Джон Скотт Боуэн (John Scott Bowen) – довольно известная личность в дизайне звука. Ко всему прочему, он ещё и музыкант. Его профессию часто переводят как “Звукорежиссёр”, но это не совсем так. Он именно дизайнер звука Sound Designer, он создавал свой звук, но не просто работал с чужим саундом. Его ещё принято называть Первым официальным доктором “Moog Music”. Таковым он стал в 1973 году, начав работу над проектами Роберта Муга, способствуя улучшению качества продукции.

В 1976 году Боуэн встречает Дэйва Смита и стартует продвижением его модели “800 Sequencer”-а. Следом помогает Дэйву со спецификациями “700 Programmer”. Объединение двух крепких умов привело к развитию “Пророка 5” (“Prophet 5”). В этом проекте Джон был ответственен за 40 производственных программ “Пророка”. Позже Боуэн стал править всю линию Sequential Circuits Products. Как большой специалист в этой области, он создал девяносто девять процентов всех звуков и последовательностей, как и большинство оригинальных форм в борьбе “Prophet” против “Waveshapes”. Джон основательно поработал с пользовательским интерфейсом “Prophet 10”, “Prophet 600”, “Prophet T-8”, “Prophet VS”, “Drumtraks”, “6-Trak”, “MultiTrak”, “Tom”, “Max”, “Studio 440”, “Prophet 2000” и “3000 Libraries”.

Одновременно с этими событиями Джон играл на басу и клавишах в группе Рида Нильсен (Reed Nielsen) и Марка Пирсона (Mark Pearson) “Nielsen Pearson Band” (1974-1980), записав с ними три альбома.

Они позиционировались в той же категории, что Ричард Пейдж и Стив Джордж (Pages, Mr Mister) и “Бугатти-Маскер”. Альбомы “Nielsen Pearson” и “Blind Luck” даже переиздались на одном диске лейблом “Vivid Sound Corporation, Japan”.

                

Посмотреть текст полностью

Они стартовали в 1978 году выпуском “Nielsen Pearson Band” в стиле кантри Западного побережья. Для работы над следующим студийным релизом в 1980 году подтянулись Peter Wolf, Richard Landis, Tom Scott и David Foster. В итоге песня “Annie” стала хитом.

Из самых незабываемых альбомов начала 80-х был их третий альбом с участием Steve Lukather, Michael Landau, Carlos Vega, Neil Stubenhaus, Robbie Buchanan, Lenny Castro, Joe Chemay и др. После него они расстались.

Джон помогал Билли Кобэму (Billy Cobham) в создании “Moog Modular 55” для различных звукозаписывающих сессий, одной из которых была композиция Стэнли Кларка (Stanley Clark) “School Days”. Он также принимал участие в нескольких других проектах, особенно с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock) для релиза “Mahal” Эдди Хендерсона “Eddie Henderson”, Mahal (Capitol, 1978).

В конце 1987 года “Sequential” была куплена “Ямахой”. После краткого пребывания под японской крышей “Yamaha”, команда “Sequential” перешла в “Korg”, где Джон стал менеджером по продуктам серии “Wavestation” и трудился в 1989-1992 гг.

После долгих изнурительных трёх лет работы на японских товарищей по бизнесу, Джон в 1993 году стал частью оригинальной группы OASYS Keyboard Project. Кульминацией первой публичной презентации клавиатуры стал показ на выставке NAMM и Musikmesse в начале 1996-го. После отмены проекта в сентябре того же года, Джон принял участие в работе над “Korg Z1 Voicing”. Год спустя, отмахнувшись от “Korg”, Джон опять попал в японские палаты “Ямахи” дабы воскресить технологии развлечений “OASYS Technology” в качестве дизайнера интерфейса UI в Oasys PCI синтезаторов и эффектов.

В августе 1998 года Боуэн присоединился к немецкой компании “Creamware” разрабатывать модульные системы, используемой в Pulsar/ Scope, а также для оказания помощи в их других синтезаторных проектах. Как говорил сам Боуэн, бросить “Korg” ради малоизвестного поекта в Германии в младенческом возрасте, было довольно рискованно. Он должен был в течении трёх недель разобраться в комплекте средств разработки Scope, сменив привычный Джону “Mac” на новые ведущие компьютерные технологии ОС “Windows 95” и “Windows 98” на немецком (!) языке и собрав к концу заданного срока несколько рабочих протестированных модулей для Pulsar/ Scope систем. Он это сделал, но сотрудничество долго не продлилось… и тогда Боуэн все таки решился на собственную компанию.

С осени 1999 года, он в качестве независимого дизайнера, создаёт более десятка синтезаторных плагинов для Pulsar/ Scope на DSP-платформе, которые известны своей простотой в использовании и качестве звука. В ноябре Боуэн анонсировал собственную синтезаторную компанию “Zarg Music”. Тут он разработал и пустил в производство набор из четырёх программных синтезаторов для Scope уже в июне следующего года.

Благодаря опыту работы с платформой Scope, появился его первый плагин “Orion” под собственной маркой. “Dark Star” уже был чуть сложнее и имел 4 отдельные фильтр-секции. За незатейливым “Comb Plus” последовал “Ambient”, в ходе работы над которым Джон нашёл ещё один критерий, отличающий крупных производителей от независимых проектировщиков: тогда как для первых приоритетом был маркетинг и, соответственно, полифония, мелкие предприниматели имели полную свободу в функциональном изощрении, и это понимание во многом предопределило дальнейшие инженерные намерения Боуэна.

Настоящим прорывом в карьере Джона стала концепция “Red Dwarf”. Методом проб и ошибок он получил схему, конфигурация которой определялась пользователем. Решением проблемы разгрузки панели управления стал модульный подход. Основой “Red Dwarf” в немалой степени послужили отвергнутые в “Creamware” наработки Боуэна и в большей степени его “Comb Plus Pro”, “Orion” и “Ambient”. Таким образом, Scope-разработчики увидели изобретения Джона Боуэна в качестве плагинов “Zarg Music” только на выставке Frankfurt Messe.

На Musikmesse Show 2007 года Боуэн предъявил миру свой многофункциональный синтезатор “Solaris” и выпустил его в содружестве с “Sonic Core”. “Solaris” собрал в себе всё умение и опыт Боуэна, став воплощением “неподъёмной” модульной системы. В Sequential Джон много внимания уделял оптимизации пользовательского интерфейса, что способствовало выполнению задачи не запутать новичка при первой встрече с его изделием. Полностью основанный на работе цифрового сигнального процессора, “Solaris” звучит на редкость правдоподобным аналоговым потоком. Каждый из 4 осцилляторов превращается в один из 6 типов, скрывая в себе не только уникальную способность притворяться “минимугом”, “Prophet VS”, “Prophet 5” или одним из синтезаторов “Waldorf Microwave”, но и возможность извлечь звук из всех одновременно, предпочтя ту или иную комбинацию осцилляторов и их режимов. Подобный фокус проделан и с фильтрами: каждый из 4 сыграет в любом составе одну из 6 ролей (взятых у “Sequential”, “Moog” и “Oberheim” в том числе). Характерный звук машины создаётся при помощи векторных микшеров, роторов, объёмной модуляции и определяемым пользователем порядком эффектов. “Solaris” – один из десятка мега-синтезаторов в своём классе компактных устройств, аналогов которому нет и не будет, является мечтой коллекционеров и профессиональных музыкантов классической американской школы. Выпускается до сих пор ограниченными партиями по предзаказу.

Дополнительно на свой счёт Джон может записать и один из многочисленных специальных терминов, к примеру, “Мультитембральность”, однако он лично считает, что самый великий вклад, принесённый им в мир, являются его сыновья.

[collapse]

Сергей Баландин

Дата публикации: 17:30 | 10.06.2016

Visits: 225

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина