Поп и попса: почувствуйте разницу сами

Интервью с Сергеем Баландиным, ”Культура” №49, 2004

Илья Свирин

С композитором и исполнителем Сергеем Баландиным я познакомился случайно – по известному принципу “на ловца и зверь бежит”. Музыкант, который вышел на сцену более 20 лет тому назад, представляет публике интересный мультистилевый коктейль – немного осовремененый саунд блюза, кантри, хард-рока и т.д. (ингредиенты каждый раз разные). С одной стороны, его песни, очевидно, принадлежат к поп-культуре, а с другой – вовсе не вызывают упрёков в своём непрофессионализме и примитивности. Именно поэтому их автор показался мне хорошим собеседником по теме, которая давно просилась на газетные полосы. И вправду нежданная сентенция, которая прозвучала в самом начале нашего разговора, подтвердила то, что показалось мне так не зря.

– Мне кажется, что популярная музыка и попса – это абсолютно разные вещи.

???

– Говоря о последней, мы имеем ввиду хиты “однодневки”, обязанные быстро принести продюсерам дивиденды. В свою очередь, поп-культура – это “АВВА”, Том Джонс, “Shoking Blue”… Их бездарностями никак не назовёшь. Представьте себе, что в своё время к поп-музыке причисляли даже “The Beatles” и “Deep Purple”.

Но как тут провести демаркационную линию?

Читать интервью полностью

– Чем фирменные кроссовки отличаются от китайской подделки? Естественно, прежде всего качеством. Не хочу обижать композиторов “попсовиков”, но… То, что они пишут, – это своего рода частушечный вариант, где присутствует не полномасштабная мелодия, а только её часть. Основной груз тут ложится на плечи аранжировщика, и если он владеет надлежащим профессионализмом, то из тех “двух притопов” удаётся нечто вытащить. Хотя бы с помощью стандартных ходов, на которые клюёт молодёжь. И ещё одна характерная черта – абсолютно бестолковый (не побоюсь этого слова) текст.

Корифею постсоветской “попсы” Богдану Титомиру приписывают сильно популярные сегодня слова: “Пипл хавает”. И это, надо отметить, отвечает реальности…

– Люди едят то, что им дают. И через некоторое время привыкают и теряют возможность прочуствовать нюансы вкуса. Когда человеку, которого всю жизнь кормили макаронами, предложить самый высококачественный в мире деликатес, он может скривиться и сказать: “Да чепуха все эти ваши анчоусы!”. Но если год-полтора популизировать только музыку, сделанную на надлежащем уровне, разборчивость публики неминуемо возрастёт.

Вероятно, себя вы относите к популярной музыке, но не до “попсы”…

– Один аргумент, который я могу обратить себе на пользу, – мои песни (Баландин достаёт диск с ними, чтоб аргумент стал более весомым. – I.C.). Каждая – это маленький завершённый рассказ, в который можно “не въехать” с первого раза, ибо требует от слушателя определённого внимания. Мне кажется, любая песня должна иметь некий смысл, идти, что называется, от души – и, в это самое время, быть профессиональным, на сто процентов “доделанным” продуктом. Может, ребята “попсовики” и хотели б этого достичь, да силёнок пока не хватает. Зачем искать хороших авторов и тратить на них деньги, если можно быстренько наштамповать пару “хитов”, и пока их будут до дырок крутить по радио, “нарубить капусты” на концертах? Продюсеров не волнует, что через год-два этих “звёзд” уже все забудут, и они окажутся в полной… растерянности и страхе. Неоспоримо, “попса” ведёт к деградации: и личности исполнителя, и, особенно тех, кто их слушает.

В России, где из-за политики телевидения и FM-станций, “попса” просто “жирует”, такую оценку её воздействию на общество дают очень часто. Есть такие, кто даже предлагает ввести против неё законодательные санкции…

– С такой позицией я категорически не согласен. Ибо любое “Не пущать!” может поднять статус никчёмной музыки. Феномен “запретного плода”.

А как же вам предложения по реанимации “худсоветов”?

– Позиция, какой руководствуются те, кто их высказывает, для меня ясны: видать, крепко уж им осточертел тот мусор, каким завалена наша эстрада. Но проблема тут вот в чём: нет никакой гарантии, что после возрождения “худсоветов” мусора станет меньше. Первый вопрос, который возникает в данном случае, сформулировал ещё классик: “А судьи кто?”. Неизбежно в такой “худсовет” попадут люди, так или иначе связанные с шоу-бизнесом, так как иным там просто нечего делать. А у этих людей есть свои интересы. До того уж “попса” вещь пробивная (вы уж мне поверьте!), что разными правдами и неправдами она всё одно дойдёт до слушателя. Поэтому дело за ним (слушателем). Надо, чтобы он, руководствуясь своим личным вкусом, делал этот отсев.

Чтоб я предложил в связи с этим? Выпускать больше теле- и радиопрограмм без попсы. Надо, чтобы люди имели доступ к нормальной музыке. Как отчественной, так и замежной. Высококачественых передач, посвящённых последней, у нас очень мало, хотя несомненно, что свой взнос в воспитании хорошего вкуса некоторые из них делают. Представьте, какой классный может быть ход: после рассказа, скажем, про Бон Джови показать никому не известного, но весьма талантливого нашего парня: мол, гляньте сами, он же не уступает всемирноизвестному “суперстару”!

Тогда наш потребитель поднимется в своём развитии на ступень выше и задастся вопросом: почему же это я слушаю всякую фигню, когда рядом со мной есть столько чудесной музыки?

И действительно, радио крепко снизило свой имидж: раньше оно считалось источником развития личности, а теперь, кажется, пытается аккурат соответствовать этой самой психологии…

– Взять хотя бы этот так называемый “временной” “формат”. Кто-то когда-то вычислил, что композиция не должна занимать более трёх с гаком минут. А если песня на минутку длинней, то она уже не подходит – независимо от своего качества. Такая судьба была у моей “Тем, кто раньше был…”. Когда я её пел на фестивале “На перекрёстках Европы”, в большом зале Дворца Республики звучали выкрики “Браво!” (простите за брак скромности). А вот по радио её редко услышишь, ибо неформат! Да что говорить, когда такие шедевры как “Stairway to Heaven” или “Child in Time” идут в эфир в крепко обрезанном виде. Как будто у нас нет людей, которым хорошая музыка не кажется нудной!

И что делать музыкантам, которые не попадают в “формат”? Неужели остаётся одно – обрезаться до трёх минут и примитивной мелодики?

– Тут есть несколько вариантов. Во-первых, можно идти на компромисс: выдать пару хитов, пригодных для радиоэфира, и раскручивать свой диск с их помощью – диск, в который можно поместить и “неформатный” материал. Во-вторых, чисто концертный вариант: выходи на сцену и показывай, на что ты способен. Вообще, самое главное – просто доброкачественно делать своё дело!

[свернуть]


Прочесть интервью на языке оригинала

[свернуть]

Просмотров: 57

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина