[avatar user=»Kassia» /]
Вот уж и не знала, в какую рубрику поместить этот вполне серьёзный материал, хотя нечто смешное и прикольное всё же проглядывается даже в самом названии данного направления театрального искусства. Несмотря на то, что пьесы в таком театре бывают с определённой смысловой нагрузкой как в социальном плане, так и в духовном, помещаю этот материал именно в рубрику Art, так как всё зависит от точки зрения, восприятия и натуры смотрящего. В любом случае это интересно…
Это тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США. Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А. Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С. Кьеркегора, Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского.
Корни Театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А. Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г. Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф. Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч. Чаплина.
О возникновении новой драмы заговорили после парижских премьер Лысой певицы (The Bald Soprano, 1950) Э. Ионеско и В ожидании Годо (Waiting for Godot, 1953) С. Беккета.
Характерно, что в Лысой певице сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему.
В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.
Среди французских драматургов, чьи пьесы подходят под определение «Драмы абсурда», можно назвать Ж. Жене, А. Адамова и Ж. Тардье. Значительный вклад в развитие жанра сделали швейцарские писатели М. Фриш и Ф. Дюрренматт, а также немец Г. Грасс и испанец Ф. Аррабаль. В США первым стал работать в этом жанре Эдвард Олби Песочница (The Sandbox); Американская мечта (The American Dream); Что случилось в зоопарке (The Zoo Story). Впоследствии пьесы в этом духе писали А. Копит и Дж. Гелбер.
Энциклопедия Кольера. Открытое общество. 2000
Согласно театральному словарю Патриса Пави: «Абсурд» это нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и логической связи либо с текстом, либо со сценическим воплощением.
Необходимо различать понятия «элементы абсурда в театре» и «современный театр абсурда».
Следуя понятию театра абсурда, человек понимается в нем, как вечная абстракция. Человек не способен в этом пространстве отыскать точку опоры. Деятельность человека в рамках абсурда утрачивает всякий смысл (как значение, так и направленность действий). Фактическая сторона повествования таких произведений (фабула) это игра со словами и поиск, а не драматическое действие.
Драма в стиле абсурда это противоположность классической драматургии.
К признакам драмы в стиле абсурда можно отнести: отсутствие интриги и чётко выраженных персонажей. Всё строится вокруг проблемы коммуникативного характера.
Виды абсурда:
• Нигилистический абсурд. Это вид абсурда, при котором нельзя извлечь никаких сведений о подтексте игры. К таким произведениям можно отнести тексты Ионеско и Хильдесхаймера;
• Абсурд являющейся принципом отражения вселенского хаоса, также отсутствием гармоничного образа человечества. К таким произведениям можно отнести тексты Беккета, Адамова;
• Сатиристический абсурд. К таким произведениям относят тексты Дюрренматта, Фриша, Грасса, Хавеля;
Предлагаю посмотреть культовый спектакль по пьесе Беккета «В ожидании Годо», поставленный Юрием Бутусовым, получивший премию «Золотая Маска» 1999 года в номинации «Лучший режиссер», а также «Приз критики и театральных журналистов».
Спектакль театра им. Ленсовета. В ролях: Михаил Трухин, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Зибров.
Телеверсия 1999 года.
Аррабаль Фернандо. Фандо и Лис | Аррабаль Фернандо. Пикник | Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо | Беккет Сэмюэл. Последняя лента Крэппа | Беккет Сэмюэл. Зола | Беккет Сэмюэл. Каскандо | Беккет Сэмюэл. А, Джо? | Беккет Сэмюэл. Шаги | Беккетт Сэмюэл. Всё, что падает (Смерть и Дева) | Беккетт Сэмюэл. Экспромт в стиле Огайо | Беккетт Сэмюэл. Действие без слов | Дюрренматт Фридрих. Визит старой дамы | Дюренматт Фридрих. Двойник | Дюренматт Фридрих. Портрет планеты | Дюрренматт Фридрих. Физики | Дюрренматт Фридрих. Операция «Вега» | Дюрренматт Фридрих. Подельники | Дюрренматт Фридрих. Ангел приходит в Вавилон | Дюрренматт Фридрих. Ромул Великий | Дюрренматт Фридрих. Страницкий и Национальный герой | Жене Жан. Высокий надзор | Жене Жан. Служанки | Ионеско Эжен. Лысая певица | Ионеско Эжен. Стулья | Ионеско Эжен. Этюд для четверых | Ионеско Эжен. Бред вдвоём | Ионеско Эжен. Воздушный пешеход | Ионеско Эжен. Жертвы долга | Ионеско Эжен. Носорог | Ионеско Эжен. Пробел | Ионеско Эжен. Урок | Ионеско Эжен. Король умирает | Ионеско Эжен. Макбет | Камю Альбер. Калигула | Мрожек Славомир. Вдовы | Мрожек Славомир. Летний день | Мрожек Славомир. Любовь в Крыму | Мрожек Славомир. Портрет | Мрожек Славомир. Прекрасный вид | Мрожек Славомир. Стриптиз | Мрожек Славомир. Эмигранты | Мрожек Славомир. Кароль | Олби Эдвард. Смерть Бесси Смит | Олби Эдвард. Что случилось в зоопарке | Олби Эдвард. Всё кончено | Олби Эдвард. Не боюсь Вирджинии Вулф (Кто боится Вирджинии Вульф?) | Олби Эдвард. Американская мечта | Олби Эдвард. Три высокие женщины | Олби Эдвард. Коза, или Кто такая Сильвия? | Пинтер Гарольд. Возвращение домой | Пинтер Гарольд. Любовник | Пинтер Гарольд. Пейзаж | Стоппард Том. Входит свободный человек | Стоппард Том. Настоящий инспектор Хаунд | Стоппард Том. День и ночь | Стоппард Том. После Магритта | Стоппард Том. Альбертов мост | Стоппард Том. Аркадия | Стоппард Том. Изобретение любви | Стоппард Том. Розенкранц и Гильденстерн мертвы | Стоппард Том. Художник, спускающийся по лестнице | Стоппард Том. Травести, или Комедия с переодеваниями в двух действиях | Стоппард Том. Индийская тушь | Стоппард Том. Отражения, или Истинное | Стоппард Том. Гамлет Дога | Фриш Макс. Санта Крус | Фриш Макс. Опять они поют | Фриш Макс. Дон Жуан, или Любовь к геометрии | Фриш Макс. Бидерман и поджигатели | Фриш Макс. Граф Эдерланд | Фриш Макс. Биография. Абсурда театр
Андониан Кэтрин Кюлотта. Критический ответ Сэмюэлу Беккету | Аррабаль Фернандо. Из эссе «Панический человек» | Аррабаль Фернандо. Гибель титанов | Аррабаль Фернандо. Интервью радиостанции «Эхо Москвы» | Архипов Ю. Макс Фриш в поисках утраченного единства | Бартов Аркадий. Эжен Ионеско – отец абсурдизма | Батай Жорж. Жене и исследование Сартра о нём | Бланшо Морис. Где на этот раз? Кто на этот раз? | Буренина О. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина | Гальцова Елена. Из истории Театра Жене | Жанвье Людовик. Ключевые слова | Жене Жан. Как играть «Служанок» | Жене Жан. Диалоги | Завьялова Л. М. Мне думается, что бог овальный | Залесова-Докторова Л. Две стороны личности Гарольда Пинтера | Злобин Г. Пограничье Эдварда Олби | Ионеско Эжен. Есть ли будущее у театра абсурда? | Ионеско Эжен. Между жизнью и сновидением | Кёниг Ежи. Не вижу оснований оскорблять человека | Клурман Гарольд. Из рецензии на «Годо» | Лаппо Ирина. Мрожек на русской сцене | Лимонов Эдуард. Жан Жене: Вор | Маркабрю Пьер. Arts Spectacles | Миссима Юкио. О Жане Жене | Могутин Ярослав. Великий вор | Невская Л. Мир-лабиринт «Альпийского затворника» | Пети Райан. От Беккета к Стоппарду: Экзистенциализм, Смерть и Абсурд | Пинтер Гарольд. Искусство, правда и политика. Нобелевская лекция | Ращупкина Д.В. Театрализация реальности как основа драматического сюжета (Жан Жене) | Тодд Оливье. Альбер Камю. Жизнь | Фридштейн Ю. Розенкранц, Гильденстерн и другие | Фриш Макс. Дюрренматт Фридрих. Переписка | Фриш Макс. Примечания автора. «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» | Фриш Макс. Примечания автора. «Биография» | Хамардюк Ю. Сравнительный анализ пьес Э. Ионеско «Лысая певица» и Д. Хармса «Елизавета Бам» | Чернорицкая О.Л. Поэтика абсурда и образ Святой Земли | Чернорицкая О.Л. Социологический аспект поэтики абсурда | Чоран Эмиль Мишель. Беккет. Несколько встреч | Шульгат А. Гарольд Пинтер. Классик авангарда | Эслин Мартин. Сэмюэл Беккет | Яснов М. Поверх абсурда. Абсурда искусство
Адамов Артюр. Высочайшая вершина бездны | Арто Антонен. Два письма Жаку Ривьеру | Арто Антонен. Ритуал Пейотля у индейцев племени тараумара | Арто Антонен. Театр и его двойник | Арто Антонен. Театр Жестокости (Первый манифест) | Арто Антонен. Театр Жестокости (Второй манифест) | Арто Антонен. Кровяной Фонтан | Арто Антонен. Самурай, или Драма чувства | Арто Антонен. Манифесты Театра «Альфред Жарри» | Арто Антонен. План постановки «Сонаты призраков» Стриндберга | Арто Антонен. Письма о Жестокости | Арто Антонен. Письма о языке | Арто Антонен. Чувственный атлетизм | Арто Антонен. Театр Серафена | Арто Антонен. Три лекции, прочитанные в Университете Мехико | Арутюнян Н. Абсурд с «точки зрения» музыканта | Батай Жорж. Сюрреализм день за днём. Антонен Арто | Бретон Андре. Говоря об Арто | Бланшо Морис. Деревянный мост | Бланшо Морис. Арто | Дубин Б. Портрет в зеркалах. Антонен Арто (От составителя) | Захаров В. Герой абсурда и его бунт | Захаров В. Герой абсурда и его бунт (Продолжение) | Зверев А. М. Дональд Бартельм: Абсурдизм по-американски | Зедльмайр Ганс. Против карикатуры | Камю Альбер. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки | Камю Альбер. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) | Клишина С. Слова: соблазн и ловушки (К столетию со дня рождения Жана Поля Сартра) | Косиков Г. Несколько штрихов к портрету Альфреда Жарри (Вместо послесловия) | Кругликов В. Записи бреда и кошмара: Н.Гоголь и Ф.Кафка | Кьеркегор Сёрен. Страх и трепет | Кьеркегор Сёрен. Страх и трепет (Продолжение) | Кьеркегор Сёрен. Страх и трепет (Продолжение II) | Максимов В. Антонен Арто, его театр и его двойник | Мамардашвили М. Метафизика Арто | Манифест ОБЭРИУ | Массон Андре. Отблески воспоминаний | Новикова В. Ю. Языковой абсурд как лингвистическое явление | Нордберг В.В. Абсурд в творчестве А. Камю и Д. Хармса: Сравнительный анализ | Померанц Г. Язык абсурда | Розенкранц Карл. Гармония в карикатуре | Сартр Жан-Поль. Герострат | Сартр Жан-Поль. Эпоха лишённая морали (Из интервью 1975 года) | Сарот Натали. От Достоевского до Кафки | Свердлов М. Посторонний | А. Камю. Абсурд и двусмысленность | Сонтаг Сьюзен. На пути к Арто | Стафецкая М. Феноменология абсурда | Супо Филипп. Воспоминание об Антонене Арто | Тевнен Поль. Автопортрет Арто | Хармс Д. О времени, о пространстве, о существовании | Чарская-Бойко В.Ю. К вопросу о концепции абсурда и нонсенса в европейской традиции | Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес | Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес (Продолжение) | Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес (Продолжение II) | Шишков С.М. Абсурдный анекдот в культуре | Эко Умберто. Карикатура | Эсслин Мартин. Арто (Главы из книги) | Юрков С. Е. Гротеск в философском мышлении постмодерна (Р. Барт, Ж. Бодрийяр)
Views: 346