EMINENT PERSONS: LEO FENDER
Создатель лучших в мире электрогитар Fender, G&L, Music Man, первой ладовой бас-гитары и уникальных ритм-соло гитар Fender Telecaster & Fender Stratocaster
Калифорнийские владельцы апельсиновых плантаций Кларенс Монте Фендер и Харриета Эльвира Вуд, расположенных в районе между Анахэймом и Фуллертоном, даже не подозревали, что у них на Свет Божий появится чудо-дитя, которое со временем станет легендой в мире современной музыки. Впоследствии созданные этим чадом инструменты со своим неповторимым оригинальным саундом, являются иконой для гитаристов и меломанов, пожалуй, всех стран на всех континентах. Наверняка не найдётся ни одного как начинающего, так и профессионального музыканта, который не мечтал бы иметь в своём арсенале такое музыкальное оружие, не говоря уже о просто коллекционерах, знающих о нём всё, но даже не умеющих толком играть. Многие из них когда-то заявляли, что, имея Фендер, они сыграли бы любой сложности произведение, ибо безоговорочная вера в чудодейственную силу его уже была залогом успеха и виртуозности, но… они жестоко ошибались, так как класс игры зависел лишь от уровня подготовки оных, а Фендер был только непревзойдённым по исполнению уже ставшим классическим инструментом их возможностей. Но это уже другая история…
Родители нарекли своего ребёнка, рождённого 10 августа 1909 года в калифорнийском городе Анахейм (Anaheim, California, USA), просто и без затей: Кларенс Леонидас «Лео» Фендер (Clarence Leonidas «Leo» Fender). Конструктор, изобретатель и один из пионеров в области производства электрогитар и сопутствующего оборудования, начинал как любитель. Лео с самого детства имел пристрастие к электронике, а громкий звук, издаваемый динамиками колонок радиоприёмников, его просто восхищал и завораживал.
В возрасте тринадцати лет Лео получил подарок от доброго дядюшки в виде набора запасных автомобильных радиочастей, батарей и аксессуаров. Дядя сам грешил с выгодой для себя собственноручным сбором радиоприёмников из таких же запцацок, которые, как владелец магазина электроники, сам же успешно и продавал, выставляя всю эту радость в собственной витрине. Кларенс-младший увлёкся этой идеей, и в родительском доме устроил свой маленький магазинчик, где занимался ремонтом и сбором радиоприёмников в качестве ремесленника.
Ещё не до конца определившись для себя с родом занятий на будущее, Лео весной 1928 года заканчивает Фуллертонскую Старшую Школу и поступает в Фуллертонский Молодёжный Колледж. Всё время обучения он продолжал увлекаться всем, что связанно с электроникой, однако на курсы подобного типа ходить не пожелал. Закончив колледж, молодой человек устраивается разносчиком льда в анахэймскую фирму «Consolidated Ice and Cold Storage Company», где дослуживается до должности бухгалтера. Вот тут-то и начинается его прорыв в шоу-бизнес. Пока робкие шаги в качестве исполнителя контракта на шесть звуковых колонок для лидера одной местной музыкальной группы, которые должны были быть использованы в голливудском концерте, в очередной раз подталкивают Фендера к мысли о своём будущем, связаном непосредственно с музыкальной индустрией, явно несущей небедный образ жизни, если, конечно, правильно подойти к этому вопросу. Мысли были, но пока ещё окончательно сам подход к исполнению желаний не сформировался. Тут откуда ни возьмись появилась Великая Депрессия, начавшаяся в 1929 году и продолжавшаяся десять лет. Онако Лео продолжает работать бухгалтером, но уже на Дорожный Департамент Калифорнии города Сан-Луис Обиспо. К 1933 году он почувствовал прилив любовных сил и решил связать себя по рукам и ногам браком с мисс Эстер Клоски, с которой узаконил отношения в следующем году. Смена правительства США привела к упразднение должностей и острой нехватки рабочих мест. Лео вылетел с этой работы, но умудряется устроиться опять же бухгалтером в компанию по производству шин, которая ещё держалась на плаву. Опыт, приобретённый на своих должностях, ему крепко пригодиться в будущем, но длинная рука Депрессии дотянулась-таки и до него — его работа накрывается медным тазом. Уволенный Лео в разобранном виде возвращается в Фуллертон, прихватив с собой супругу и шестьсот отложенных на черный день долларов (хорошие деньги по тем временам), где открывает свой магазин обслуживания радио «Fender Radio Service». На дворе стоит 1938 год, депрессия снижает обороты и мир фантазии вкупе с мечтами возвращаются к Фендеру. На рынке появляются гитары типа «Haiwaiia» и «Lap Steel», популярные в стиле кантри, а местные музыканты навещают Лео с просьбами склепать для них динамические колонки и усилители для живых выступлений. Лео брался за работу, делая её собственноручно, что обеспечивало, кроме дохода, качество аппарата и его уникальность. Таким образом, южно-калифорнийский изобретатель Лео Фендер в сороковых годах прошлого века начинает работать на себя. Полностью давая себе отчёт в том, что в простых акустических, полуакустических и первых электрических гитарах звук оставляет желать лучшего, он приступает к разработке собственных идей. Он начинает создавать цельнокорпусную, так называемую Solid-body гитару, обозванную у нас «доской» или «лопатой». В 1946 году Лео основывает свою компанию под названием «Fender Electric Instrument Manufacturing Company», известную ныне как «Fender Musical Instruments Corporation», корпорацию, ставшую передовой всемирно известной производительницей гитар, бас-гитар, усилителей и другого музыкального оборудования. Позже он придумает и осуществит сам процесс изготовления инструмента, но это будет уже в пятидесятых. С тех пор «Fender» становиться неотъемлемой частью мировой музыкальной индустрии, изменив музыкальную культуру на планете во всех её жанрах. В Jazz, Country, Blues, Rock всех направлений и Pop-жанрах — везде чувствуется рука и дух Фендера. Итак, начиная с 1946 года от Рождества Христова, для гитаристов всего мира приходит век Fender. В 1950 году вышла в свет первая электрогитара «Fender Esquire», оснащённая одним звукоснимателем, а уже через год появился модернизированный Эсквайр «Fender Broadcaster» с двумя звукоснимателями. «Fender Broadcaster» с возрастом стал мутировать, переходя в новый облик «Telecaster». Эти инструменты произвели настоящую революцию в мире музыки. В 1951 году Лео Фендер изобретает и первую в мире электрическую бас-гитару «Fender Precision Bass», где новшеством стало использование ладов на инструменте. До этого бас-гитары были не только акустическими, но и безладовыми. Если прототипом цельнокорпусной электрогитары считать Лестера Полфуса с его Лес Полом (Les Paul), отданный им компании «Гибсон («Gibson»), то настоящим изобретателем цельнокорпусных электрогитар, поставившим изготовление на конвейер, безусловно надо считать Лео Фендера, чего и требует историческая справедливость и научная методология. Дело в том, что Лестер, ставший впоследствии Лес Полом, изготовил всё-таки не полноценную «доску». Корпус акустической гитары после операции удаления грифа Полфус не выбросил, а использовал в деле. Распилив его пополам, изобретатель прикрепил половинки снизу и сверху бруса. Они использовались лишь для подсобных функций, в частности, для размещения электроначинки с регулятором громкости и переключателем звукоснимателей. И всё-таки наличие этих рудиментов вынуждает нас классифицировать его «бревно» как полуакустический инструмент. Фендер ошибочно считал, что для звука цельнокорпусной гитары без акустического корпуса-резонатора важно лишь качество звукоснимателей и прочих составляющих электрической схемы. На самом деле даже для электрогитары очень важно, из какого дерева и насколько качественно сделаны её корпус и гриф. Ведь звукосниматели улавливают колебания струны и преобразовывают их в электрический сигнал. И именно особенности конструкции электрогитары определяют, как именно струна будет вибрировать после того, как гитарист дёрнет её пальцами или медиатором. Поэтому материал корпуса и грифа электрогитары ничуть не менее важен, чем материал, из которого сделаны виолончель или скрипка. И в том и в другом случае дерево определяет характер вибраций струн, только вместо корпуса-резонатора звук электрогитары усиливает другое устройство. Для звука важно всё: от качества металлических деталей вроде колков и кончая лаком, которым покрывают корпус и гриф. Ну а в первую очередь это, естественно, дерево. Со временем до Лео это дошло, но всего через несколько лет после дебюта его гитары некоторые его конкуренты, далёкие от музыки, начали выпускать электро-гитары с корпусами из пластмассы, что ставит их в ранг извращенцев. Итак, из «Broadcaster» вырастает «Fender Telecaster», в котором не было характерного для гитар того времени струнодержателя. Вместо этого в корпусе было просверлено шесть отверстий, сквозь которые пропускались струны. Таким образом один конец струны фиксировался в середине корпуса. Потом струны протягивались не через нижний порожек, а через электрогитарный бридж – специальную конструкцию, позволявшую регулировать их высоту над грифом и длину мензуры. Правда у первых Телеков струны регулировались не индивидуально, как сейчас, а попарно. Затем струны шли над звукоснимателями, над грифом с ладами, переходили верхний порожек и наматывались на колки, расположенные на голове грифа. Как и у акустической гитары, колки служили для настройки, но вот их расположение на «Телекастере» было совершенно необычным: все шесть колков находились с верхней стороны головы грифа. Сам Лео Фендер объяснял это тем, что при таком расположении колков струны сохраняли параллельность и за верхним порожком. Однако скорее всего дело было в том, чтобы сделать голову грифа принципиально новой, этакой электрогитарной, запоминающейся и привлекающей взгляд своей необычностью. Как бы то ни было, но новинка прижилась, и сейчас подавляющее большинство современных электрогитар имеет такую же одностороннюю голову грифа. В общем, наряду с ладовым «Precision Bass», «Telecaster» как исторический инструмент заложил фундамент для нового вида групп, произведя революцию в музыке различных направлений. Теперь в противоположность биг-бэндам электрические инструменты «Fender» позволяли меньшим числом лабухов работать в больших залах и быть услышанными многочисленной публикой. Весной 1954-го у Фендера появился на свет «Fender Stratocaster«. Страт был представлен взбудораженному музыкальному миру, начинавшему вступать в эпоху рок-н-ролла. Лео Фендер продемонстрировал народу несколько новаторских характеристик. Самым радикальными для того времени нововведениями были система «Synchronized Tremolo» и эргономичный дизайн корпуса «Comfort Contour Body». Именно с лёгкой руки Лео слово «тремоло» стало использоваться для обозначения конструкции, осуществляющей вибрацию струн. Новая модель также имела ещё целый ряд таких новшеств как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми сёдлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с «Telecaster», «Stratocaster» в той же мере следует философии Фендера о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. «Stratocaster» унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар «Fender», такие как корпус из ясеня, без отдельной накладки съёмный цельный гриф из клена, асимметричная голова грифа и простой колковый механизм. Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. «Fender» всегда обеспечивал практичность и функциональность своих продуктов. Он никогда не полагался на голую теорию или модные технологии, лишь метод проб и ошибок плюс накопление опыта для производства всё лучших гитар. «Stratocaster» и сегодня является самой популярной и влиятельной электрогитарой из всех, когда-либо существовавших на планете. Гитаристы всего мира вот уже более 50 лет полагаются на звук, удобство и универсальность «Стратокастера». Вот, что говорил Эрик Клэптон: «Все, кто начинает играть на гитаре, делают это по разным причинам. Для кого-то самовыражение и реализация природного дара является абсолютной необходимостью. Кем-то движет желание быть похожим на своих кумиров. Лично у меня это было и до сих пор остается комбинацией обоих вариантов. Стремясь к этой, иногда недоступной цели, я перепробовал почти все гитары, какие только есть, и всегда безошибочно возвращался к «Stratocaster». Это как возвращаться к себе домой. «Stratocaster» жёсткий, но удобный; резкий, но чистый. Он настолько близок к идеалу, насколько это вообще возможно. Послушайтесь моего совета, возьмите «Stratocaster» в руки и поиграйте, я думаю, вы поймете, что я имел в виду». В последующие годы были выпущены и другие модели электрогитар и басов, которые, в первоначальном виде производятся до сих пор: «Fender Jazz Bass», «Fender Mustang», «Fender Jazzmaster», «Fender Jaguar» и незабвенный «Twin Reverb»… В 1965 году большим потрясением для музыкального мира стала продажа фирмы «Fender» компании «CBS Musical Instruments Division». Причиной этому стало ухудшение здоровья Лео Фендера, после чего он не мог управлять гитарным гигантом. Вплоть до 1975 года Лео Фендер не имел права разрабатывать и производить гитары – это условие было предусмотрено контрактом, заключённым при продаже компании Фендера. «CBS» ни черта не понимало в музыке, и инструменты стали выпускаться с отвратительным качеством и звучанием. Они решили экономить на всём, если даже гриф стали крепить к корпусу не четырьмя, а тремя болтами, что не замедлило сказаться при игре на них. С 1976 года Фендер вновь вернулся к любимой работе, но уже не на «Fender», а как совладелец фирмы «Music Man», основанной бывшими соратниками Лео Форрестом Уайтом и Томом Уолкером, где снова занялся выпуском новой линейки инструментов. Прошло некоторое время, и «Music Man» грозил разрастись в очередного индустриального монстра, со всеми вытекающими из этого последствиями. В этот период инструменты, выпускаемые Лео, значительно уступали своим предшественникам по качеству, и Лео уходит из неё. Теперь монстра «Music Man» зовут «Ernie Ball Music Man Corp». Вначале восьмидесятых со своим близким другом Джорджем Фуллертоном — соавтором при создании Telecaster’а в 1949 году — основал новый бренд по производству гитар «G&L» (George и Leo). К тому времени Лео и Джордж уже запатентовали несколько новых идей и разработали несколько новых инструментов с революционными особенностями, которые вскоре должны были оценить музыканты всего мира. Среди самых широко известных «The Dual Fulcrum® Tremolo», «The Saddle Lock® fixed bridge», «The Bi-Cut® neck design» и «The Magnetic Field® Pickup». Все эти запатентованные технологические усовершенствования делают инструменты «G&L» более совершенными по звучанию и удобству в игре. Однако единственной и самой важной составной в инструментах «G&L» является дерево высокого качества и ручная сборка инструментов. Для корпусов и грифов Лео использует не просто ясень, а исключительно луизианский болотный ясень, северную ольху, канадский северный клён, индийский палисандр, чёрное африканское дерево. Хранение древесины осуществляется в специальных помещениях и в особых условиях в течение многих месяцев до того как она пойдет в производство. Многие из инструментов, в частности бас-гитара «Sabre», заткнули за пояс фендеровские модели периода «CBS». Вплоть до своей смерти Лео полагал, что инструменты, сделанные в «G&L» — это лучшее из того, что он создал. Когда «CBS» сворачивает все направления бизнеса, не связанные с радиотрансляцией в 1980-х, группа служащих и инвесторов во главе с Биллом Шульцем выкупает «Fender» у «CBS». Сделка, осуществленная в 1985 году, вновь вверила имя «Fender» в руки небольшой группы преданных людей, посвятивших свою жизнь созданию лучших гитар и усилителей в мире! Новая компания «Fender Musical Instruments Corporation» должна была начаться, что называется, с нуля. В сделку не были включены ни здания, ни станки. «FMIC» владела только именем «Fender», патентами, бумагами и некоторыми запасами комплектующих. Поддерживаемые группой наиболее преданных делу служащих, дилеров и поставщиков (многие из них были вместе с компанией со времен Лео Фендера), Билл Шульц и его коллеги намереваются восстановить «Американскую легенду». Новый «Fender» импортировал гитары от достаточно надежных офшорных производителей. Это продолжалось недолго, но на это были свои причины. Дело в том, что в городе Corona, штат Калифорния, строился огромный завод «Fender». В 1985 году завод в Corona начал свою работу, где и по сей день выпускаются инструменты с надписью «Made in U.S.A.». В 1987 году компания «Fender» открыла производство гитар в Ensenada, Мексика, где и теперь производятся недорогие серийные гитары. В Калифорнии же занялись выпуском гитар «Custom Shop», то есть элитных гитар, сделанных под заказ, переиздания ранних моделей «Fender», а также подписных моделей известных музыкантов. Руководство «Fender» всегда признавало важность политики открытых дверей для профессиональных музыкантов, воплощая их идеи в инструменты, полностью удовлетворяющие их индивидуальные требования. С тех пор «Fender Custom Shop» известен в музыкальной индустрии как вершина гитаростроения и образец инструментального искусства. Начиная с основания «FMIC», популярность «Fender» возросла во много десятков раз. Сегодня «Fender» обеспечивает миллионы музыкантов всего мира не просто качественными, а легендарными инструментами. Гитары и усилители «Fender» имеют эпохальное значение, благодаря которым в мировой музыкальной культуре появились такие явления, как «Гитарный квартет», «Rock», «Grunge» и другие. По характерному звучанию «Fender» мы узнаем наших кумиров с первых аккордов и можем воссоздать их звучание на своих гитарах. А взяв под своё крыло выдающиеся торговые марки, среди которых «Charvel», «Gretsch», «Guild», «SWR», компания «Fender» дала им вторую жизнь. Лео Фендер скончался в 21 марта 1991 года в Фулертоне (Fullerton, California, USA). Сейчас компания «Fender» представляет собой огромную сеть филиалов по всему миру. Гитары «Fender» производятся в США, Мексике, Японии, Корее, Китае, Индонезии и т.д. Стоимость гитар в этом случае напрямую зависит от страны-производителя: самые дорогие гитары делают в США, самые дешёвые, соответственно, в азиатских странах, кроме Японии. Среди обладателей электрогитары от «Fender» Джимми Хендрикс, Курт Кобейн, Дейв Мюррей, Эрик Клэптон, Дэвид Гилмор, Ричи Блэкмор и многие другие. Этот список можно продолжать бесконечно и, наверное, проще упомянуть музыкантов, которые не играли на Фендере. Не стоит забывать, что помимо электрогитар «Fender» сейчас выпускает также акустические и электроакустические гитары, комбоусилители и различные аксессуары. Гитары «Fender» образца 1950-1960-х годов и в наши дни считаются эталонами гитарного звучания, а их хозяевами являются гитаристы с мировым именем.
Сергей Баландин
Дата публикации: 21:20 | 29.11.2016
Перевод данной статьи утрачен. Если кто-нибудь согласен помочь перевести её на добровольных началах, милости просим! Связь с нами посредством формы справа в колонке. Данные автора перевода будут обозначены. Заранее благодарим. Администрация
Views: 226