Выдающийся американский инженер и промышленник, создатель электро-механического органа Laurens Hammond
C удовольствием представляем вам мистера Хэммонда, или Хаммонда, как у нас принято называть этого человека и его продукцию. На его клавишных играли все монстры как классического рока, так и харда, софт-рока, короче говоря, все представители рок-братии. Не гнушались использовать его инструмент и представители поп-культуры и даже классики. Одно упоминание о Джоне Лорде [Jon Lord] из Deep Purple, The Beatles, Procol Harum, Pink Floyd, Кейт Эмерсон из «ELP» и иже с ними, которые исполняли ставшими уже классическими произведения, используя «эффект Лесли», говорит о стабильном и непревзойдённом уровне выдаваемого звука с его неповторимыми колоритными тембрами.
Вспоминается классическое использование органа Хэммонда Deep Purple. Чтобы вывести новый звук, о котором даже сам мастер не подозревал, что такой возможен, Джон Лорд — R.I.P. — подносил к монитору микрофон, который в свою очередь проходил через фильтры и пачку эффектов, и выводил его уже на Marshall, чем и добился неподражаемого Диппёрпловского звучания. Многие и до сих пор не мыслят себя без этого инструмента, несмотря на то, что орган и колонка Лесли довольно громоздки, а для переноски их требуется не менее четырех человек. Немаловажный факт: к органам «Hammond» до сих пор можно купить запчасти! В наше время, когда каждая модель синтезатора выпускается всего несколько лет, после чего её сменяет следующая… Трудно представить себе, что любая современная модель «Korg» или «Yamaha» через двадцать или тридцать лет сможет похвастаться тем же. Но хватит восторгов! Примемся за данные, которые будут вам небезинтересны.
Американский инженер и изобретатель Лоуренс Хэммонд (Laurens Hammond) родился 11 января 1895 в Эванстон, штат Иллинойс, США. Скончался 01.07.1973 году в возрасте 78 лет в Корнуэлле, штат Коннектикут.
Лоуренс Хэммонд личность, бесспорно, выдающаяся, а значимость некоторых сделанных им открытий и изобретений ставит его в один ряд с Эдисоном. Именно ему принадлежит идея трёхмерного кинематографа как и первая реализация этой идеи. Однако сложилось так, что имя Хэммонда вспоминают чаще в связи с его эпохальным произведением — музыкальным инструментом, ставшим легендой — органом Хэммонда (Hammond organ). Практически каждая уважающая себя рок-группа минувшего XX века считала своим долгом иметь в своём арсенале тёплый аналоговый ламповый, именно электро-механический, но не электронный, орган его имени. Власть культуры двадцатого века на умы «прихожан» была сильнее, нежели все достижения в ядерной, химической и прочих областях науки. Музыка была сильнее и могущественнее сильных мира сего, что и подверждается поговоркой: «Приняв рок, обретаешь свободу мышления». Ещё в детстве Лоуренс проявил особенный интерес к механике и изобретательству. В возрасте юных 14 лет придумал систему автоматической трансмиссии для автомобилей, которую даже предложил для производства заводу «Renault». Закончил он факультет механики Корнелльского университета в 1916 году, а в начале 1920-х Хэммонд изобрёл собственный вариант бесшумного часового механизма, благодаря которому и смог начать собственный бизнес. Компания «Hammond Clock Company», основанная Хэммондом в 1928 году, поначалу была занята исключительно производством часов собственных моделей. Среди его изобретений «кризисного» великодепрессионного периода — первые в мире 3D-очки и 3D-проектор, но слишком дорогие для производителей тех лет, и электромеханическое устройство для автоматической раздачи карт, до поры — до времени позволявшее «Hammond Clock Company» держаться на плаву. Сам Хэммонд на деле никогда не был музыкантом, но являлся блестящим инженером и великолепным бизнесменом. Окончив университет как инженер-механик, он довольно быстро развернул исследования в области электротехники. Если не брать в расчёт какие-то довольно специфичные двигатели, разработанные Лоренсом, то первым серьёзным делом в его жизни стали электронные часы «Hammond Clock». Мы совсем не случайно упомянули о «The Наmmоnd Clock Соmpany», созданную в 1928 году, поскольку Лоуренс Хэммонд имел непосредственное отношение к производству часов. Поначалу компания была занята исключительно производством часов собственных моделей. В их числе и знаменитая модель, механизм которой синхронизовался с частотой сети переменного тока. К началу 30-х гг. ХХ века оригинальных моделей часов «Hammond» насчитывалось уже более ста видов. Однако Великая депрессия и отзыв выданного ранее по ошибке патента на изобретение вынудили Хаммонда искать новые пути для спасения своего бизнеса. В своей работе над часами Лоуренс однажды обратил внимание, что форма зубцов шестерёнки от часов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны, т.е. синусоиды. Вот тут и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колёса для генерации звука. Спустя несколько лет Хэммонд всерьёз увлекается звукозаписью. В 1933 году, Лоуренс купил подержанный рояль за 15 долларов и сохранил от него только клавиатуру, которую стал использовать в качестве контроллера для экспериментирования с различными методами генерации звука. Так он создал «Tonewheel Generator», лучший по своим качествам для того времени генератор музыкального звука, а также первый в мире полифонический синтезатор «Новахорд» (Novachord)… В том же 1933 году он начинает работу по созданию главного детища — органа, — который был задуман для того, чтобы заменить собой стационарный церковный инструмент. В роли музыкального консультанта для Лоуренса Хэммонда выступил его знакомый органист епископальной церкви. Эра органов Hammond началась, когда Лоуренс Хэммонд, будучи владельцем своей чикагской фирмы, заинтересовался инструментом «Телармониум», изобретённым в начале 20-го века и предназначенным для передачи музыки по телефонной линии. По сути Лоуренс Хэммонд, используя наработанный до него материал, не столько изобрёл что-то новое, сколько усовершенствовал старое. Но именно Хэммонд ввёл в уже известную до него схему новый элемент: ламповый усилитель, благодаря которому главные недостатки предыдущих разработок попросту самоустранились. Общим элементом конструкции всех электроорганов «Hammond» стал электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами Tоnеwhееls. В моделях C3/B3 их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм; в зависимости от количества зубцов и скорости вращения получается один из звуков шкалы равномерного темперированного строя. Каждый мануал состоит из 61 клавиши, внизу находится 25 педалей (концертные модели имели 32). Переключатели регистров (Drawbars) маркированы в соответствии с длинами органных труб. Если смотреть на переключатели регистров слева направо, то видно, что длина соответствующих «труб» уменьшается. Выведение самого нижнего переключателя дает низкий звук, соответствующий самой длинной трубе настоящего органа. Переключатели регистров управляют уровнем гармоник или субгармоник в звуке и работают почти так же, как фейдеры в графическом эквалайзере. Изменяя положение фейдеров на эквалайзере, мы изменяем тембр звука, а на органе при помощи переключателей регистров мы создаем тембры, увеличивая или уменьшая уровни определенных гармоник. Например, если выдвинут только самый крайний слева переключатель регистров, то будет звучать низкочастотная синусоида. «Hammond Percussion» не имеет ни малейшего отношения к перкуссии, а является запатентованным изобретением, которое изменяет характеристики атаки звука путём добавления в него дополнительного «перкуссивного» тона (второй или третьей гармоники). Огибающая этого сигнала может регулироваться, приобретая те или иные характеристики затухания. Перкуссия создает характерное «звяканье» в начале ноты, причем слышна она только при игре стаккато. Практически все модели снабжены эффектами вибрато и хорус, причём последний на моделях BЗ и СЗ применяется довольно часто. В некоторых моделях, например, в «T100», имелся пружинный ревербератор. Вообще говоря, этот ревербератор был изобретён специально для «церковных» моделей органов с большим цельным корпусом, но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять её в гитарных усилителях. Многие модели органов не были оборудованы собственными громкоговорителями (динамиками), вместо них применялся акустический кабинет Лесли, созданный Доном Лесли практически в то же время, когда был изобретен орган «Hammond». Основное назначением данного акустического кабинета является изменение звука, но не высококачественная его передача, поскольку все инструменты, кроме органа и электрогитары, звучат через эффект Лесли просто отвратно. В конструкции колонки Лесли имеется монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, пассивный кроссовер с частотой раздела 800 Гц, низкочастотный громкоговоритель и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (рупоров на самом деле было два, но «рабочим» был только один, а второй выполнял функцию противовеса). В моделях 145, 147 и 122 имелся также вращающийся в противоположном направлении относительно рупора ротор для низкочастотного громкоговорителя. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора может получаться два разных эффекта: хорал (Chorale, медленное вращение, эффект напоминает хорус) и тремоло (Tremolo, быстрое вращение). Существует более 20 моделей эффекта Лесли. Принцип работы фонического колеса прост: маленькое колесо с зубцами по краям вращается напротив электромагнита. Возникающий благодаря вращению ток подается на усилитель и динамики, где преобразуется в звук. Частота звука зависит от количества «зубцов» на колесе и скорости его вращения, а громкость сигнала от физических размеров генератора. Выходное напряжение зависит от частоты вращения колеса, расстояния между зубцами и стержнем магнита и количества витков катушки на магните. Для выравнивания уровней сигнала генераторов можно передвигать стержень магнита относительно катушки. Диски приводил во вращение общий синхронный электродвигатель через сложную систему передач, гарантировавшую жёсткое соотношение генерируемых тонов (другими словами, цельность строя). Частота вращения двигателя (и, соответственно, базовые частоты тонов) как и в случае с часами задавались электросетью, а потому устройство сдвига частоты и вибрато приводились в действие отдельным электромеханическим блоком на базе устройства, известного среди пользователей «хэммонда» как «сканер». В моделях В-3, С-3 и А-100 блок сканер представляет собой вращающийся переключатель с группами неподвижных статорных и подвижных роторных контактов, сидящий на оси основного синхронного двигателя. Контакты статора соединены с разными звеньями фазосдвигающей цепи. Роторные контакты, «обегая» статорные, включают в цепь сигнала постоянно меняющееся количество фазосдвигающих ячеек. Таким образом, фаза сигнала все время меняется, что вызывает у слушателя ощущение качания частоты звука. Отдельный переключатель позволяет комбинировать порядок переключения фазосдвигающих ячеек и смешивать в разной степени прямой и вибрирующий сигналы. В органе «Hammond» использовался так называемый аддитивный или суммирующий принцип синтеза звука, в котором используется принцип наложения нескольких волн или тонов синусоидальной формы с различными частотами и амплитудами. По аналогии с органом, эти тона называются «регистрами» и обозначаются как 16’ (тон на октаву ниже взятого), 8’ (исходный тон), 4’ (тон на октаву выше взятого) и т.д. (Цифра отражает длину трубы органа соответствующего регистра в футах). Добавление осуществлялось с помощью небольших выдвигающихся ручек «язычков» (фейдеров), регуляторов, с помощью которых можно подмешивать дополнительные гармоники в основные тона, формируя новые тембры. Характерный «щелчок», издаваемый органами «Hammond» модели «B-3» при нажатии на клавиши, как и другие нюансы звучания органа, вызванные его техническими особенностями, поначалу относили к недостаткам инструмента. Однако со временем он стал восприниматься как часть фирменного звучания «Hammond», сильно усложнившую впоследствии качественную имитацию хэммондовского звука чисто электронными средствами. Музыканты вполне освоились со столь своеобразно окрашенным звуком, и «недостатки» превратились в «особенности системы», ценимые поклонниками блюза и психоделик-рока. Даже выпущенные самой компанией «Hammond» компактные органы с электронными тон-генераторами звучат куда менее интересно, а сколь-нибудь качественные имитации начали появляться лишь с развитием мощной аппаратной базы цифрового синтеза. На основе идеи вращающихся в магнитном поле зубчатых колес, Лоренс Хаммонд создал портативный для своего времени орган. В 1934 году его коллеги-инженеры уже имели на руках аппарат, собранный из 91-го минигенератора, который позволял воспроизвести сотни и тысячи разнообразных синтезированных звуков. По сути, это и был тот самый хэммонд-орган. Вокруг новинки развернулись жаркие споры: можно ли доверять электричеству, когда речь заходит о музыке? Но Федеральная торговая комиссия Соединенных Штатов поставила точку в длительном споре, открыв рынок для нового музыкального инструмента, решив тем самым окончательно судьбу всей музыки второй половины ХХ в. Самое интересное в этой ситуации то, что искусство напрямую зависело от торговцев, но не от творцов. Эта тенденция сохраняется и по сей день, так как даже самый искусный творец не в силах противостоять мафии, получающей от их работы дивиденты. Итак, в начале января 1934 года Лоуренс Хаммонд подал заявку в патентное бюро, не забыв сообщить, что планирует начать массовое производство своего инструмента в Чикаго, и 19 января 1934 года Патент на изобретение был получен. Модель под названием «Model А» была выпущена в апреле 1935 года. Её изготовление патронировалось не кем иным, как Генри Фордом, который и стал первым покупателем инструмента. Вторая модель была подарена Франклину Рузвельту — президенту США в те годы. Среди первых покупателей был также и многоуважаемый Джордж Гершвин. Далее последовали модели B, B3, C3, M100/L 100/Т100 и многие другие. Новый инструмент в первые же три года заказали для себя 1750 церквей, а уже к концу 30-х «Hammond Company» выпускала по 200 электроорганов каждый месяц. К 1966 году Hammond был установлен в 50 тысячах церквей, а всего компанией «Hammond Organ Company» в период 1935-1985 гг. было выпущено и продано более 2 млн. инструментов. Орган «Hammond» звучит на бессчётном количестве хитов 60-х и 70-х годов прошлого века: достаточно вспомнить «Smoke on the Water» и «Child in Time» Deep Purple, «July Morning» Uriah Heep, «A Whiter Shade of Pale» Procol Harum или «No Woman, No Cry» Боба Марли. На органах Hammond регулярно играли такие виртуозы как Рэй Манзарек «The Doors», Рик Уэйкман «Yes», Кит Эмерсон «Emerson, Lake & Palmer», Ричард Райт «Pink Floyd» и др. The Beatles тоже не остались в стороне: «Хаммонд» звучит на альбомах «Rubber Soul», «The Beatles’68», «Abbey Road» и композиции «Get Back». Правда, профессиональные музыканты чаще предпочитали более дорогие модели B-3 или С-3 в сочетании с динамиками Leslie, создающими неповторимое «подводное» звучание инструмента. Отличие между моделями в том, что «В-3» и «С-3» были рассчитаны на использование с внешней концертной акустикой, а модель «А-100» задумывалась как законченная, самодостаточная, «закрытая» конструкция в комплекте с Leslie, не требующая никаких дополнительных устройств. Легендарный электроорган Hammond — это недавнее приобретение в коллекции Политехнического музея в Москве. Классическая модель «Hammond А-100», выставленная сейчас в Открытых фондах Политеха, выпущена в 60-х годах прошлого века, как раз в то время, когда инструмент, созданный еще в 1934 г. Лоуренсом Хаммондом с целью имитации звуков церковного органа, обрёл вторую жизнь в блюзовых и психоделических рок-группах «детей цветов», читай хиппи, США и Великобритании. Жители СССР впервые официально ознакомились с этим инструментом на пластинке Miguel Ramos Орган «Хаммонд» (c) 1976 Мелодия С60-07331-32. Первой мелодией на которой была композиция «Урожай» или более известная как «Воздушная кукуруза» [Popcorn] (Gershon Kingley), и «Тема любви» из «Крестного отца» [Speak Softly Love] (Nino Rota). Имитацию эффекта «Лесли» сейчас используют во многих синтезаторах разных ценовых сегментов, но увы, так просто этот эффект вращающегося громкоговорителя не передать… За изобретение «Hammond» Лоуренс в 1940 году был награждён медалью Института Джона Франклина (Franklin Institute’s John Price Wetherill Medal). Производство электромеханических органов Хаммонда прекратилось в 1976 году, но инструмент отнюдь не умер. На Западе многие фирмы до сих пор занимаются ремонтом этих инструментов и продают для них запчасти. Энтузиасты готовы собственноручно собирать эти органы, благо в патентном свидетельстве вся схемотехника изложена достаточно подробно. В настоящее время Hammond Organ Co. принадлежит японской корпорации Сузуки и производит электронные цифровые органы и эмуляторы эффекта Лесли.
Сергей Баландин
Дата публикации: 17:30 | 10.11.2016
Перевод данной статьи утрачен. Если кто-нибудь согласен помочь перевести её на добровольных началах, милости просим! Связь с нами посредством формы справа в колонке. Данные автора перевода будут обозначены. Заранее благодарим. Администрация.
Views: 185