Американский промышленный дизайнер, музыкант и композитор, создатель драм-машин.
Американский промышленный дизайнер, музыкант и композитор Roger Curtis Linn (Роджер Кёртис Линн) — очередной новатор в сфере электронной музыки, — жонглировал своим именем как хотел, поэтому предъявлю его псевдонимы, чтобы «случайно» его не перепутать с однофамильцем из «ELO«: C. R. Linn, G. Linn, Linn, R. Linn, Roger Curtis Linn…
Роджер, владеющий музыкальными инструментами, такими как гитара, мандолина, клавишные и др., наверняка знал, какой звук должен быть в его произведениях и что хочет слышать при игре на оных. Он вместе с американским рэпером и продюсером RZA осваивал итальянскую лютню, практикуясь в своём оклендском доме в районе Беркли-Хиллз. Любовь к классическим инструментам была у Роджера в крови, ведь его родители были преподавателями музыки и оперными певцами. Однако и деловой аспект в музыкальном бизнесе был ему не чужд. Он видел перспективу и стремился извлечь из неё максимальную пользу.
В 1977 году компьютеры стали продаваться в магазинах Лос-Анджелеса, и Линн прикупил себе персональный компьютер за 3000 долларов, на котором и написал свою первую программу для работы с семплами.
В 1979 году Линн и Алекс Моффетт (Alex Moffett) учредили компанию «Linn Moffett Electronics», которая в скором времени будет переименована просто в «Linn Electronics» со всеми вытекающими выгодами от этого действа. Первую свою драм-машину (Drum Machine) с использованием цифровых сэмплов (Digital Samples) они начали создавать именно тогда. Позже она выйдет в свет под названием «Linn LM-1». Изначально драм-машина Линна была реализована лишь в электронной версии, однако после ряда доработок клавиши и тумблеры было решено сделать аппаратными. В «Linn LM-1» было лишь 12 предустановленных паттернов. Стоимость машинки была в духе американского бизнеса и исчислялась цифрой в 4999 долларов [всё-таки меньше 5 грандов!]. Для начала мелкосерийного производства Линн искал инвесторов во всём музыкальном мире. Около 50% нужной для запуска проекта суммы Роджеру дали инвесторы-музыканты, среди которых был американский джазмен и обладатель 14 премий «Грэмми» Херби Хэнкок. Среди наиболее популярных записей с использованием «Linn LM-1», бывших в своё время абсолютными хитами, «Rock It» Хэнкока, «Don’t You Want Me» в исполнении «The Human League» и «When Doves Cry» Принса. Гэри Ньюман и Майкл Джексон тоже использовали агрегат в своих записях. В 1980 году Роджер Линн свершил революцию в мире электронных музыкальных инструментов выпуском первой в мире драм-машины с использованием цифровых сэмплов. В 1982 году «Linn Electronics» выпустила усовершенствованную «LinnDrum» на базе «LM-1». В неё добавлены Crash и Ride Cymbal Samples. Несмотря на небольшой недостаток в настройках, имеющий качественные сэмплы, гибкость в решении задач, адаптацию и доступность, «LinnDrum» обрёл заслуженную популярность среди покупателей этого продукта. Смешанная версия машины 8-битная «Linn 9000» как ответ конкурирующему «Rolland» с более дешёвым аналогом «TR-808» с эталонными дискотечными звуками бас-бочки и сольного барабана вышла в 1984 году. Это была первая цифровая интегрированная драм-машина с миди-секвенсором (MIDI Sequencer). Но образец Линна был дороже, да и операционная система была с дефектом. Однако «Девятитысячный» можно услышать у Майкла Джексона в треках «Bad», «Man in the Mirror» и «Liberian Girl» в альбоме «Bad» 1987 года. В 1985 году Линн выпустил «LinnSequencer», стойку крепления (Rack Mount) к 32-дорожечному MIDI-секвенсору. Беда таилась в следующем: Линн снова использовал ущербную операционную систему «Девятитысячного», в результате чего машина заслужила репутацию ненадёжности. В январе 1986 года, Линн дебютировал на NAMM Show аппаратом — по сути Rack Mount версии — «LinnDrum Midistudio» в качестве преемника «Linn 9000» с некоторой модернизацией. Машину это не спасло, так как операционная система продолжала хромать. Провальный агрегат в серию не пошёл, «Linn Electronics» проигрывал борьбу с «Roland», а в следующем месяце разочарованный Линн вышел из дела, оставив без работы пятьдесят сотрудников фирмы. Советская, а затем российская «Электроника» выкупила оставшиеся активы Линна, производя и выпуская на рынок «9000» и «LinnSequencer» с обновлениями вплоть до 1994 года. В сходстве между «LinnDrum Midistudio» и «Akai MPC» пользователи улавливают некоторое семейное сходство. И неспроста! Роджера Линна прибрали к рукам «Akai Professional». Японцы наняли к себе на работу 31-летнего Линна в качестве главного инженера-консультанта. «Akai» выпустили «E-mu SP-12» — модифицированную модель «Linn 9000», — только уже с 16-битным банком семплов. Звук этой машинки слышен, например, в ранних альбомах «Public Enemy». Она часто использовалась в проектах продюсера Марли Марла. В 1988 году «Akai» выпустила модель «MPC60» с 16 пэдами и возможностью семплировать 26 секунд звука. Это первый более-менее похожий на современную драм-машину аппарат с секвенсором. С «MPC60» записывались «A Tribe Called Quest», «De La Soul», «The Pharcyde» и др. В 1988 году «Акаи» выпустила «MPC60» с интегрированной цифровой выборкой. Улучшенная модель «MPC60» была выпущена в 1994 году под названием «MPC3000». По словам создателя драм-машины, он не разбирался в хип-хопе и никогда не слушал подобную музыку, отдавая предпочтение джипси-джазу (манушу), но «MPC3000» стала популярной, а с её помощью были записаны альбомы «Доктора Дре», «Джей-Зи», «The Chemical Brothers» и DJ Shadow. Примерно 80% хитов всего хип-хопа 1990-х были записаны при помощи драм-машин Линна. После того как у компании «Akai» сменился владелец, Линну перестали выплачивать роялти с каждого проданного устройства. В 2001 году Роджер Линн создаёт новую компанию «Roger Linn Design». Роджер поменял профиль и стал создавать гитарные процессоры и эффекты. Изделия этой фирмы до сих пор пользуются спросом. Ими являются гитарные педали «AdrenaLinn», обновлённые до третьей версии, музыкальный перфоманс-контроллер «LinnStrument» и др. «AdrenaLinn» цифровой мульти-эффектный блок с драм-машиной и Amp-моделлером — всё в одном, — разработанной Роджером Линном с некоторой помощью Дэйва Смита и Тома Оберхейма. В частности, в отличие от других гитарных педалей, «AdrenaLinn» специализируется на Beat-синхронизированных эффектах, в том числе модуляции и задержки, а также секвенсора, который обеспечивает петельные узоры отфильтрованных тонов. Технология «AdrenaLinn» является итогом партнерства Роджера Линна с «M-Audio». «AdrenaLinn» можно услышать на следующих записях: у Джона Майера (John Mayer) в «Bigger Than My Body» из альбома «Heavier Things» (2003) , в «I Don’t Trust Myself (With Loving You)» из «Continuum» (2006), «Heartbreak Warfare» из «Battle Studies» (2009). У «Green Day» в «Boulevard of Broken Dreams» из «American Idiot» (2004). У «Red Hot Chili Peppers» (2002) Produced by Rick Rubin. Warner Bros, так же у «Morcheeba» в 2003, у «Marillion» в 2004 и многих других. Роджер Линн и Дэйв Смит объявили о совместной разработке драм-машины, изначально называвшейся «BoomChik», но переименованной в «LinnDrum II» в декабре 2007 года, в свою очередь перекрещенной в «Tempest» (Буря) в 2011-ом. В конце 2014 года Линн выпустил «LinnStrument», музыкальный перфоманс-контроллер с 3D экспрессией. Роджер как композитор и автор песен за свою карьеру сотворил и выпустил нагора такие хиты как «Promises» для Eric Clapton (1979), «Quitting Time» для Lou Ann Barton (1986), Mary Chapin Carpenter (1991) и Amy Bishop (2009)… и гастролировал в качестве гитариста с пианистом и композитором Леоном Расселом (Leon Russell) в 1970-х в возрасте 21 года. В 2011 году Роджер был за блестящие технические достижения отмечен премией «Грэмми», признающей его огромный вклад в музыку звукозаписывающих компаний.
А напоследок вот и интервью Роджера Линна с Amazona.de:
Amazona.de:
— Роджер, у Вас наверняка это спрашивали уже сотни раз, но всё-таки: расскажите, как разрабатывалась первая драм-машина «Linn»?
Roger Linn: Amazona.de: Roger Linn: Amazona.de: Roger Linn: Amazona.de: Roger Linn: Amazona.de: Roger Linn: Amazona.de: Roger Linn: Amazona.de: Roger Linn:
— В конце 70-х годов мне было чуть за двадцать лет, я жил в Лос Анджелесе и был гитаристом, автором песен и звукоинженером. Я очень интересовался электроникой и свой первый компьютер купил ещё в 1976-ом году. Я досконально изучил программирование и написал несколько простых музыкальных программ. У меня была небольшая домашняя студия, где я мог играть на гитаре, басу и клавишных. А самым трудным для меня было освоение игры на ударных. В те времена уже существовали такие драм-машинки, как «Ace Tone», однако их звучание было далеко от реалистичности и их было невозможно программировать. Так что я решил сам на своем компьютере написать простую программу для драм-машины. Тогдашние компьютеры не могли производить звуки сами, поэтому я приобрел драм-машину «Roland». А затем я написал программу для контроля над ритмическими рисунками. Многие друзья с энтузиазмом поддержали мои эксперименты.
— В те дни Вы занимались всем этим исключительно для себя?
— Разумеется. Эту простую драм-машину я использовал при записи демо-версии своей песни «Promises», которую я сочинил вместе с моим другом Ричардом Фелдманом. Эту запись мы отправили Эрику Клэптону в 1979-ом году и вскоре она стала одним из его хитов.
— Насколько реалистично звучала та Ваша самая первая драм-машина?
— Звуковая плата «Roland» рождала не самые реалистичные звуки. Я тогда узнал о появлении новейшего цифрового рекордера, который записывал материал в цифровом виде на плёнке. Я подумал, что так возможно будет записать звуки «живых» ударных и затем воспроизводить их. Мне только нужна была память достаточно объёма, чтобы хранить эти короткие образцы ударных звуков. И в те же дни я подумал о том, чтобы разработать драм-машину в качестве коммерческого продукта. Я разработал новую схему, контрольную панель со светодиодным дисплеем, кнопки и металлический корпус. Затем я модифицировал свой компьютер так, чтобы он работал в связке с драм-машиной. Модули памяти тогда стоили безумных денег, поэтому я записал лишь по одной версии каждого ударного звука.
— Звуки вашей первой драм-машины стали частью музыкальной истории, они звучат в огромном количестве хитов 80-х годов. Расскажите, кто же записал эти звуки.
— Я обратился к своему другу Арту Вуду (Art Wood), барабанщику из Лос-Анджелеса. В моей домашней студии мы записали лишь несколько звуков. Я приложил все свои знания и опыт звукоинженера, использовал все возможные микрофоны и другое оборудование, чтобы добиться максимально качественной записи каждого барабана. Мы подумали и над тем, какие именно звуки ударных были тогда, в конце 70-х, особенно популярны. Мы решили остановится на глубоком, громком звуке малого барабана и жёстком звуке бочки с минимальной атакой. Эти звуки я загрузил в компьютер. Результат, который затем выдал компьютер, понравился нам обоим. Я даже посмеялся над тем фактом, что это была единственная сессия Арта, на которой ему не пришлось сыграть ни одной партии.
— Эта первая модель драм-машины уже обладала возможностями программирования?
— Вначале был возможен лишь один шаг программирования, что доставляло массу неудобств. Моей целью тогда уже было добиться полного программирования в реальном времени вместо введения одной ноты за другой. Чтобы уменьшить неравномерность ритма, я установил коррекцию времени (сейчас это называется «Quantize»), чтобы компьютер устранял все огрехи, возникавшие во время программирования. Также я разработал функцию «Shuffle» (сейчас она называется «Swing»), для 1/16 и 1/8 нот, позволяющую драм-машине звучать более «человечно». В результате моя драм-машина не только обеспечивала реалистичное звучание сэмплов ударных, но также обеспечивала как пошаговое программирование, так и программирование в реальном времени. В общем, драм-машина стала законченным продуктом.
— Какое название она получила при первом выходе на рынок?
— В 1979-ом году я окрестил её «LM-1 Drum Computer» и объявил миру о её существовании. В начале следующего года были проданы первые образцы — по 5 тысяч долларов за штуку. На 50 процентов я финансировал производство сам, другие 50 процентов составляли авансы от заказчиков. Драм-машины я собирал у себя дома вместе с моими приятелями-музыкантами. Среди первых покупателей были Стиви Уандер, Стив Уинвуд, Херби Хэнкок, Принс, Майкл Джексон и другие знаменитости. Всего было собрано 500 единиц, но они все оказались в руках выдающихся музыкантов и потому зазвучали великолепно.
— Драм-машины LinnDrum изменили мир современной музыки и многие барабанщики опасались, что теперь они могут остаться без работы. Вы не чувствовали тогда вины перед ними?
— Нет. На смену каретам пришли автомобили, фотокамерами снимают портреты, а синтезатор «ARP String Ensemble» пришёл на замену некоторым скрипачам. Технологии изменяют общество бесповоротно. Если бы я не разработал драм-машину, это сделал бы кто-нибудь другой. А ещё с первых же дней стало очевидным — и поразительным для меня — что драм-машина способна лишь воспроизводить запрограммированные партии. Ни одна драм-машина на свете не способна оценить, насколько уместной или неуместной является её партия ударных. Они не способны взаимодействовать с другими музыкантами. Так что вовсе не так-то легко оказалось заменить хорошего барабанщика.
Сергей Баландин
Дата публикации: 17:30 | 10.06.2016
Views: 169