Основатель одной из первых ведущих американских фирм-производителей синтезаторов «ARP Instruments, Inc.»
Алан Пирлман [иначе: Перлман] (Alan R. Pearlman) родился в 1925 году в Нью-Йорке. Отец-основатель одной из первых ведущих фирм-производителей синтезаторов «ARP Instruments, Inc.» вышел из конструкторской семьи — его отец конструировал кинопроекторы, а дед занимался конструированием деталей для фонографа.
С юных лет Алан зачитывался научно-популярными журналами Popular Science (Популярная наука) и Popular Mechanics (Популярная механика). После службы в армии во время Второй Мировой Войны Алан поступил в массачусетский политехнический институт города Вустер (Worcester Polytechnic Institute). Уже тогда он написал курсовую «О возможных вариациях конструкций будущих музыкальных синтезаторов» и подготовил доклад, в котором были такие слова: «Сейчас для нас главным достоинством электронной музыки является её новизна. Однако, если со стороны инженеров будет проявлено должное внимание к нуждам музыкантов, тогда недалёк тот день, когда электронные приборы станут тем, чем они и должны быть — универсальными, мощными и выразительными музыкальными инструментами». В 1948 году сконструировал для своей дипломной работы вакуумную трубку огибающей для конвертирования звука, извлекаемого из музыкального инструмента. Позже в Гарварде (Harvard University) учился у одного из изобретателей транзисторов Уолтер Браттейн (Walter Brattain).
Пирлман воспитывался на звуках классического фортепиано и не очень любил поп-рок-культуру, но странность заключается в том, что в скором времени он начнёт выпускать синтезаторы для всё тех же неопрятных буйных наркотов и алкашей из поп-рок-бомонда, получая при этом огромное моральное и материальное наслаждение. Несмотря на своё более чем прохладное отношение к поп-культуре, Алан Пирлман знал и любил классическую экспериментальную электронную музыку. Когда он услышал винил Уолтера Карлоса «Switched-On Bach», его впечатления были самыми положительными. Тогда он решил делать электронные музыкальные инструменты самостоятельно…
После учёбы Алан работал в фирме по исследованиям в области электроники у Джорджа А. Филбрика (George A. Philbrick) с Роджером Ноублом (Roger Nobl), занимающейся пионерскими работами по разработке интегральных схем операционных усилителей, и провёл пять лет в разработке усилителей для программ NASA «Gemini» и «Apollo» в исследовательской лаборатории «Nexus» города Кантон, штат Массачусетс. «Nexus Research Laboratory’s» повысила объём продаж до 4 миллионов долларов до продажи её компании «Teledyne» в 1966 году. Среди патентов Пирлмана был один на схему, которая до сих пор используется в аналоговом синтезаторе «Гун»… В 1969 году Пирлман и несколько сотрудников оторвались от Филбрик, а Алан за $100 000 из собственных средств и при участии малочисленной группы инвесторов основал «ARP Instruments, Inc.». «ARP Instruments, Inc.» и «Moog Music» безусловно лидировали на рынке синтезаторной техники. «Moog» носила имя своего создателя, и ARP своего соответственно, так как это были инициалы Алана плюс обозначение «Инструменты». В течении нескольких лет ARP выпустили очень любимые и ценимые по сегодняшний день модели синтезаторов: «Odyssey», «Pro-Soloist», «Omni» и другие, ставшие настоящей классикой аналогового звука. Фирма Пирлмана представила публике свой первый привлекающий всеобщее внимание синтезатор «ARP 2500», который был призван стать непосредственным конкурентом модульному синтезатору «Moog». Одна из причин такого успеха было следующее: в синтезаторе «Moog» для соединения модулей использовались кабели, а для своего инструмента Пирлман выбрал иной принцип коммутации — матрицу, с сеткой вертикальных и горизонтальных линий, в точки перекрещения которых нужно было втыкать специальные булавки, чтобы соединить контакты (такой же метод использовала английская фирма «EMS» в своем синтезаторе «VCS-3»). Главной же причиной успеха Пирлман считает стабильную работу звуковых осцилляторов, и это безусловное преимущество и отличие от изделия Муга, в котором звук постоянно «уплывал», что делало «Moog» ненадёжным в выступлениях «живьём». Кстати, Боб Муг честно признавал преимущество ARP по этой части. ARP 2500 и сейчас является мечтой многих музыкантов и студий, но, поскольку было выпущено только около 100 экземпляров, синтезатор этот, разумеется, встречается чрезвычайно редко. Его использовали Pete Townshend, группа «The Who», Jean-Michel Jarre, Vangelis, Jimmy Edgar, Vince Clarke и другие. Его можно слышать и видеть в фантастическом фильме Стивена Спилберга «Тесные контакты третьей степени» — там для общения с летающей тарелкой ученые используют именно ARP 2500. Следующим одним из самых популярных и коммерчески успешных стал синтезатор ARP 2600. Первые блоки были изготовлены в 1971 году, но в небольших количествах, однако к концу года производство модели 2600 пошло полным ходом. «ARP 2600» был более надёжной машиной, чем его предшественник 2500, а в нём производители применили максимальную систему защиты от индустриального шпионажа, заливая платы эпоксидной смолой. В нём так же используется более традиционный патч-корд архитектуры маршрутизации, которые предоставляют пользователям чёткую визуальную индикацию подачи сигнала. «ARP 2600» выпускался с 1971 по 1981 год. Что касается полифонического синтезатора «ARP Omni», снабжённый пресетными звуками оркестровых струнных, то он стал самым коммерчески успешным продуктом фирмы в те годы. Он состоял из трёх звуковых секций: «Стрингс», «Синтезатор» и «Бас-синтезатор», которые можно было задействовать как индивидуально, так и одновременно. Этот инструмент использовали «Tangerine Dream», «The Cars», «Joy Division», «Kraftwerk» и советская группа «Зодиак». В 1977 году компания изготовила и продала своей продукции на сумму свыше 7 миллионов долларов. Лицевая стороны медали ARP просто блистала. Придав фирме гламурный блеск, Пирлман, Поллак и Фрэнд заманивали к себе больших звёзд сцены, а наиболее частой гостьей ARP считается Дайана Росс. Имя Алана Пирлмана часто мелькало в газетах в разделе светской хроники. Вот только с финансовой стороны всё обстояло далеко не так блестяще. Как уже отмечалось, каждый из троих управляющих имел своё представление о перспективах фирмы, а Алан Пирлман всё меньше походил на президента крупной компании. Когда в 1976 году Дэйв Фрэнд и инженер Тим Джиллет (Tim Gillette) задумали создать гитарный синтезатор — будущий «ARP Avatar» стоимостью 3 000 долларов, — они вначале даже не поделились этими своими планами с Пирлманом, опасаясь его отрицательной ответной реакции. «Avatar» стал не только самым амбициозным, но и самым рискованным и непредсказуемым проектом компании. Идея выйти на музыкальный рынок со своим гитарным синтезатором была основана на том простом факте, что лидер-гитаристов было не только не меньше, но, пожалуй, даже больше, чем клавишников. К тому же Фрэнд задумал сконструировать ещё один синтезатор «ARP Centaur», который должен был совмещать в себе как гитарный, так и традиционный синтезаторы. Когда все дорогостоящие исследования были закончены, оказалось, что это чудовище будет стоить 15-20 тысяч долларов… Алан Пирлман проект «ARP Avatar» описывал так: «Мы выпустили журавля, который был у нас в руках, и отправились на поиски синицы в кустах». В своей записке к Совету управляющих он заявлял: «Этот проект самый рискованный из всех, которые мы предпринимали… Остается масса неразрешенных проблем, относящихся к звуковому синтезу и анализу, надо будет провести неопределенное количество исследований, чтобы получить доступную по цене и надежную модель». Однако к этому времени Пирлман уже фактически потерял всякий вес среди управляющих компанией. Он даже опасался, что его могут отстранить от должности. «Внутри совета директоров сформировалась настоящая «Гитарная» партия», — с грустью вспоминает он. Главным лобби аватарного проекта был Дэвид Фрэнд, который стоял за такими успешными проектами фирмы, как «ARP Omni», заявлял: «Мы думали, что это будет самым крутым изобретением, сопоставимым с изобретением колеса»… Общий убыток фирмы в 1979 году составил 700 тысяч долларов. 1980 год принес убыток в 300 тысяч долларов. Фирма запланировала выпуск электропиано с 16-тью пресетными звуками. Однако это инструмент, который был призван спасти ARP, будучи разработан в сжатые временные сроки, оказался очень ненадежным инструментом. Так же при непосредственном участии Пирлмана был разработан ещё один проект — полифонический синтезатор «Chroma», управляемый микропроцессором, — но выпустить ARP его не успела. Неожиданно нагрянули судебные разбирательства с Первым нацбанком, дававшей ARP кредиты, и имущество пришлось распродавать. Но синтезатор «Choma» не канул в лету. Фирма «Rhodes» успешно выпустила агрегат на рынок, выкупив на его выпуск права. Синтезатор выпускался с 1982 по 1984 годы, было изготовлено около 3000 экземпляров. На нём играли «Jethro Tull», Herbie Hancock, Joe Zawinul и Oscar Peterson. Что касаемо «ARP Avatar», сыгравшего роковую роль в судьбе его компании, то это чудо до сего времени является музыкальной реликвией и коллекционной редкостью грандиозного масштаба во всём мире. Итак, в сентябре 1981 года «ARP Instruments, Inc.» приказала долго жить, а Пирлман с семьёй угодили в финансовую кому, выраженную потерей $500 000 наличными и 1 миллиона долларов бумажными активами. Только в 2003 году Пирлман основал компанию «Сельва систем» по разработке программного обеспечения и начал выпускать новый программный синтезатор «Таймвоп 2600», эмулирующий протокол «ARP 2600».
Сергей Баландин
Дата публикации: 17:29 | 10.06.2016
Views: 261
Sehr Gut, ja!
Да. Зер гуд, сэр 🙂