Икутаро Какэхаси

EMINENT PERSONS: IKUTARO KAKEHASHI

Фудзияма японского феномена синтезаторостроения, основатель корпорации Roland.

Японский инженер, предприниматель и основатель компаний «Ace», «Roland» и «ATV» — японских производителей электронных музыкальных инструментов — Икутаро Какэхаси [Какэхаши] (Ikutaro Kakehashi) родился 7 февраля 1930 года в городе Осака, Япония. Сразу после Второй мировой войны закончил Техническую школу Нисинода и планировал повысить уровень образования, но от причин, не зависящих от него, был вынужден сменить место проживания на город Такатихо в префектуре Миядзаки, где и научился ремонтировать часы, что дало толчок к открытию собственной мастерской «Kakehashi Watch Shop».

Вскоре Икутаро тяжело заболел. Врачи поставили довольно неприятный диагноз: туберкулёз лёгких. Долгих четыре года Какэхаси проводит в специализированной клинике, где от тоски и печали, и, дабы скоротать время и хоть как-то отвлечься от дурных мыслей и предчувствий, учит собратьев по несчастью прямо в палате ремонтировать часы и собирать радиоприёмники.

Выписку из госпиталя Какэхаси ознаменовал открытием магазина бытовой электроники в розничной торговле «Kakehashi Radio Shop» в 1964 году, который дислоцировался в городе Фуминосато округа Абено, Осака. Вскоре он переименовал свой магазин на «Ace Electrical».

Показать текст полностью

В возрасте двадцати восьми лет он решил посвятить себя музыке и создать приближённый к идеалу электромузыкальный инструмент. И вот, наконец, в 1960 году им было принято решение о полном перепрофилировании компании на производство электронных органов и очередной смене названия на «Ace Electronic Industries». Теперь об «Ace Tone»:

В 1964 году Какэхаси разработал электронные барабаны под названием «R1 Rhythm Ace». Они были представлены на летней выставке NAMM 1964 (Summer NAMM 1964), однако особого коммерческого успеха эта машинка как таковая не принесла. Первый же лично собранный Какэхаси электроорган тоже продать не удалось…

В 1967 году Какэхаси разработал и запатентовал драм-машину «Automatic Rhythm Performance Device» на базе разработанного им же ритм-генератора с использованием диодно-матричной цепи. Он предложил 16 предустановленных шаблонов и четыре кнопки для ручной воспроизводимости каждого звука инструмента: тарелки, клавиш, колокольчика и барабана. Ритм узоров также можно было переключать путём нажатия нескольких кнопок одновременно. «R-1» был принят компанией Хаммонда для включения её в свои последние модели электромеханических органов.

Но вернёмся немного назад по времени. Когда вначале своей деятельности у Какэхаси дела шли не особо хорошо, тогда по предложению президента инвестиционной компании «Sakata Shokai» — основного акционера «Ace Electronic Industries» — был заключён контракт с брендом «National», принадлежавшим корпорации «Matsushita Electric», по совместному созданию и продвижению электроограна «National SX-601». Поскольку контракт подразумевал реализацию через общеяпонскую сеть магазинов «National», компания Какэхаси смогла получить хороший стартовый заказ и развить производственные мощности для серийного производства электроорганов, что в свою очередь позволило организовать в 1970 году совместное производство с компанией Лоуренса Хаммонда «Hammond», создав вместе с фирмой «Sakata Shokai» совместное предприятие «Hammond International Japan». Так же компания была распространителем продукции «Hammond» на территории Японии, а рост продаж позволил компании переехать в город Хамамацу, где и было организовано новое производственное пространство.

Одним из ключевых факторов популярности органов «Hammond International Japan» стала ритм-машина, разработанная «Ace Electronic». Это устройство, позволявшее исполнителю играть в сопровождении партии ударных, можно было использовать отдельно или встраивать в корпус органа. Первая ритм-машина от «Ace Electronic» имитировала звуки перкуссии при нажатии на кнопки. В 1967 году на международной торговой ярмарке в Гамбурге была представлена автоматическая ритм-машина «Ace FR-1» («FR-1 Rhythm Ace»). Интерес к новинке в Европе оказался настолько велик, что в итоге «Ace Electronic» была привлечена к разработке прототипа нового органа от «Hammond» со встроенной ритм-машиной от компании «Ace». Орган получился очень удачным, а ритм-машина «Ace FR-1» стала первым продуктом, получившим признание в США, где они продавались под маркой музыкальной компании «Multivox» Питера Соркина (Peter Sorkin), а в Великобритании выпускается под брендом «Bentley Rhythm Ace».

В 1972 году компания «Sakata Shokai» — основной акционер Ace Electronic Industries» — потерпела значительные убытки и была выкуплена корпорацией «Sumimoto Chemical». Какэхаси постоянно конфликтовал с новыми акционерами по вопросам менеджмента. В конечном счёте он решил расстаться со своей компанией и основать новый бренд. По соображениям выбора первой буквы для кодового обозначения производителя музыкальных инструментов, где используется первая буква для отождествления товара, нужна была незанятая и благозвучная на всех основных языках мира. Вот и было выбрано название торговой марки, ассоциируемое со средневековым рыцарем Орландо, иначе Роландом (Roland). Работы по созданию фирменного логотипа, бланков и другой атрибутики выполнил дизайнер Такудзи Томита, работавший в компании ещё со времён «Ace Electronic», его логотип и фирменный стиль сохранялся до начала 2010-х годов.

Итак, в 1972 году Какэхаси основал «Roland Corporation», где и стал полноправным президентом, продолжая развитие драм-машин и использование оных в синтезаторах и органах, включая «Roland CR-78» и знаковую икону «Roland TR-808».

В июне 1981 года Какэхаси предложил идею стандартизации MIDI-протокола основателю компании «Oberheim Electronics» Тому Оберхейму, который потом обсудил это с президентом «Sequential Circuits» Дэйвом Смитом (Dave Smith). А в октябре 1981 года Какэхаси, Оберхейм и Смит обсудили эту идею с представителями «Ямаха», «Корг» и «Кавай». Стандарт MIDI, доведённый до ума при значительном вкладе Икутаро, был представлен общественности в 1983 году.

В 1988 году «Roland» приобрёл «Rodgers Organ Company», позже переименованную в «Rodgers Instruments», так как Какэхаси всегда хотел построить большой классический орган, и добился своего.

Итого, за 1970-1980-е годы компания «Roland» стала одним из признанных мировых лидеров в области разработки и производства электронных музыкальных инструментов и контроллеров. Среди наиболее удачных разработок драм-машины «CR-78», «TR-808» и «TR-909», басовый синтезатор «TB-303», полифонические синтезаторы серий «Juno/ Jupiter», цифровой синтезатор «D-50» с уникальной гибридной системой синтеза (PCM-семплы совместно с частотной модуляцией), рабочие станции серий «XP/ Fantom», серия гитарных синтезаторов «GR-500/ 55», гитарный усилитель «JC-120», семейство наплечных MIDI-контроллеров «AX-1/ AX-7». Даже в 2010-е годы в компьютерных системах звукозаписи можно встретить MIDI-интерфейс Roland MPU-401, созданный в 1984 году. Компания приняла значительное участие в расширении возможностей стандарта MIDI, в частности, именно «Roland» создала первый в мире «General MIDI» (GM) — совместимый звуковой модуль «Sound Canvas 55» в 1991 году. Также ей принадлежат права на расширенный протокол «MIDI GS» (General Standard). Разработки компании играют значительную роль на рынке виртуальных инструментов, в частности, именно синтезаторы «TB-303», «TR-808», «TR-909» были реализованы в составе комплекса виртуального (программного) синтеза Propellerhead ReBirth.

В 1991 году на основе его вклада в развитие и популяризацию электронных приборов, Какэхаси была присуждена степень почётного доктора музыкального колледжа в Беркли, США (Berkeley College of Music). В 1994 году Какэхаси основал Роланд-фонд и стал его председателем, а в 1995 году был назначен на должность председателя уже корпорации «Roland».

Разработки компании в начале XXI века в основном сфокусированы в следующих областях. Во-первых, это создание профессиональных цифровых музыкальных инструментов серии «V». В инструментах данной серии используются сложные цифровые модели для воссоздания реальных физических процессов, происходящих внутри акустических музыкальных инструментов. В данной серии выпущены ударные установки (серия V-Drums), аккордеоны и баяны (V-Accordeon), фортепиано и рояли (V-Piano). Во-вторых, это разработка широкого ряда цифровых синтезаторов, направленных на сценическое и студийное использование профессиональными музыкантами. В-третьих, это создание универсальных инструментов и других продуктов (в том числе компьютерных программ, аксессуаров, программ для iPad и iPhone), ориентированных на музыкантов-любителей и бытовое применение.

В 2000 году Икутаро Какэхаси оставил свой след в виде отпечатков рук в Rock Walk Hall of Fame в Голливуде. В 2001 году он покинул должность председателя и был назначен Особым исполнительным советником корпорации Роланд. В 2002 году Kakehashi опубликовал свою автобиографию под названием «Я верю в музыку» (I Believe in Music), а также показал себя в книге «Искусство цифровой музыки» (The Art of Digital Music).

В 2013 году Какэхаси и Смит получают техническую премию «Грэмми» за их ключевую роль в развитии миди. В том же году Икутаро становится почётным пенсионером…

2014 год пенсионер ознаменовал основанием «ATV Corporation». К делу подключились его соратники из прошлого, а это:

Пауло Кайус (Paulo Caius), бывший генеральный директор «Roland Iberia» и основатель и президент «Roland Systems Group» в регионе EMEA.
Макото Мурои (Makoto Muroi), престижный инженер-исследователь музыки и аудиовизуальных материалов, а также бывший президент «Roland Systems Group», Япония.
Марк Цурута (Mark Tsuruta), гендиректор «Roland Audio Development», США.
Гленн Додсон (Glenn Dodson), предыдущий генеральный директор «Roland» в Австралии.
Команда «ATV Corporation» собралась дружная и проверенная, так что, вроде бы, всё начав сначала, но построившись на грандиозном предыдущем опыте и идеологическо-финансовой базе, корпорация начала обрастать самыми талантливыми инженерами, дизайнерами и иными специалистами, которые имеются в наличии, что даёт самые блестящие перспективы для производства новых продуктов и успешной реализации её в обеих областях рынка…

[свернуть]

Сергей Баландин

Дата публикации: 23:45 | 20.11.2016


Переводчику на английский язык

Перевод данной статьи утрачен. Если кто-нибудь согласен помочь перевести её на добровольных началах, милости просим! Связь с нами посредством формы справа в колонке. Данные автора перевода будут обозначены. Заранее благодарим. Администрация

[свернуть]

Views: 225

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина