ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ: ДОНАЛЬД БУКЛА
Фото: Jensen Gifford
Один из самых уважаемых новаторов и пионеров синтезаторостроения и производства Дональд «Дон» Букла (Donald Buchla) родился 17 апреля 1937 года в Саут-Гейте, штат Калифорния. Ещё в пятидесятых годах прошлого столетия, учась в Калифорнийском университете Беркли, Дон задумался о создании и изготовлении электронных музыкальных инструментах для «живого» исполнения. Он получил учёную степень в области физики в 1960 году, Беркли, Калифорния. Чуть позже Букла, уже имеющий за спиной музыкальное образование и звание инженера-программиста, заинтересованный идеями его предшественника Боба Муга, известного композитора Мортона Суботника и авангардиста Рамона Сендера, принялся за создание своей модели аппарата.
Другой композитор, без которого нельзя представить синтезаторы Buchla — это Рихард Лейнхарт, к сожалению, скончавшегося в 2011г. Он, с помощью интерфейса Haken Audio Continuum, управляемого прикосновениями пальцев, смог реализовать возможности синтезатора Buchla в достаточно доступной форме в серьёзной электроакустической музыке, которая привлекает к его инструментам большой интерес все последние десятилетия.
В 1962 году Дональд создаёт свою электронно-музыкальную компанию, которую назовёт «Buchla&Associates» (Букла с соратниками). Получив грант от Фонда Рокфеллера, Букла с сотоварищи выдаёт свой первый агрегет Buchla серии 100 (Buchla Series 100) уже в 1963 году, который после доработок вышел в массовую продажу в шестьдесят шестом. Он открыл понятие «Управление напряжением» почти одновременно с Робертом Артуром Мугом, хотя оба не были осведомлены о разработках друг друга. Они скрывали детали своих работ даже после предъявления прототипов массам, что дало толчок развитию синтезаторостроения в разных направлениях…
В отличие от ранних инструментов Moog, Buchla не создавал клавиатуру наподобие фортепианной. Основная Система 100 была оснащена массивом ёмкостных сенсорных панелей, которые могли быть скорректированы под любое желаемое управление напряжением. Это решение Буклы привело к гораздо большим экспериментальным вариантам извлечения необычного саунда, нежели первые синтезаторы Moog. Были другие концептуальные различия между Buchla и Moog Synths. Например, напряжение управляло генератором со многочисленными сложными опциями модуляции с меньшим использованием фильтров. Это привело к разделению понятий, которые стали известными как школы Восточного и Западного берега. Западная школа Буклы, акцентируясь на экспериментальной стороне электронной музыки, добилась большего вариантного разнообразия извлечённого звука и, как следствие, интересности самого разработанного аппарата. В 1969 Букла продал Серию 100 фирме CBS. В начале 1970-х Buchla становился первым изготовителем синтезаторов и экспериментатором в области устройств с компьютерным управлением. Тогда же и явилось на свет следующее его изобретение «Buchla 200 Series Electric Music Box» (Электрическая музыкальная шкатулка Buchla 200), который выпускался до 1985 года. В 1971 году Дон создал первый аналоговый синтезатор с цифровым управлением Buchla серии 500. В этой серии 500 использовалось дорогое оборудование PDP-11 minicomputer (в свободной продаже микропроцессоры были пока недоступны и, в основном, распределялись в университетские учреждения). На протяжении семидесятых и начале восьмидесятых, Buchla продолжал выпускать революционные синтезаторы, основанные на его алгоритме управления и бывшие чем-то вроде коммерческой тайны для электронных музыкальных инсайдеров. Сотрудничал с Gibson и другими фирмами. Вскоре после этого был выпущен Buchla серии 300 — это смешанная с серией 200 машинка со встроенными микропроцессорами. Музыкальный мольберт, маленький портативный функционально законченный синтезатор — всё в одном — был выпущен в 1972 году. В Buchla 400 с видео-дисплеем, был выпущен в 1982 году. Buchla никогда ранее не имел дела с методами цифрового синтеза. Но тут нагрянул MIDI, а аналоговые аппараты стали терять популярность. Он отошёл от их дизайна и приступил к разработке альтернативных MIDI-контроллеров. Дон выпустил Buchla 700 с полной поддержкой от MIDI до Wahzoo в 1987 году. Пришли девяностые, и Buchla начал разрабатывать альтернативные диспетчеры музыкального интерфейса. Ряд приспособлений таких как «Гром» (Thunder, 1990 г.), «Молния» (Lightning, 1991 г.) и Marimba Lumina привело к возрождению интереса к аналоговым синтезаторам. Buchla выпускает переделанную 200 серию в 200e. Вот, что писал Боб Муг о Букла: «За последние четыре десятилетия, инструменты Buchla последовательно устанавливают стандарты для инновационных интерфейсов музыкантов, которые обеспечивают исполнителю простой и лёгкий доступ к огромным богатствам звуковых ресурсов. Новая система — модульный синтезатор Дона 200e, — продолжает эту традицию. Макетам панелей не хватает элегантности, в то время как основные функции являются самыми передовыми и музыкально богатыми из доступных сегодня инструментов». Сотрудничество с Бобом Мугом привело к пиано-бар, выпущенный в 2002 году и продается возрождённой компанией Moog до сих пор. В этот период Buchla заинтересовался возможностям применения электронных музыкальных технологий для улучшения человеческого общения и оказания помощи инвалидам. Он разработал ряд мобильных средств связи, а также работал на физиологическими системами телеметрии для использования в больницах и аэрокосмической промышленности. Букла как обладатель патентов в области оптики и музыкальных инструментов проводил консультации для некоторых производителей приборов, в том числе CBS, Кимбала фортепиано, Зета Музыка, Yamaha International, Gibson Guitars, и E-MU Systems. Он служил в качестве технического директора Калифорнийского института искусств, технического директора Electric Symphony и содиректора исследовательского коллектива художников. Дон получил гранты от Администрации ветеранов (приборы наведения для слепых), Фонда Гуггенхайма (музыкальные языки) и Национального фонда искусств (композиция). В 2002 году он был удостоен премии Достижение престижной Симус жизни «В знак признания его новаторских достижений и пожизненный вклад в искусство и ремесло электроакустической музыки.» В 2012 году основатель компании «Buchla&Associates» продал своё детище австралийскому музыкальному дистрибьютору «Audio Supermarket» в трудную пору заболевания онкологией, лишившего его возможности продолжать выполнение таких привычных ежедневных обязанностей как управление продажами и маркетинг. Опасаясь за своё материальное положение в будущем и за возможность независимо разрабатывать новые продукты, Дональд договорился с австралийцами о формировании новой компании с названием «Buchla Electronic Musical Instruments» под их эгидой. И вот пришёл черёд судебных разбирательств. Букла подал иск в Окружной суд Северной территории штата Калифорния, в котором заявил, что в соответствии с договором, он должен был получить 440 тысяч долларов отступных, однако выплаты в его пользу не превысили 110 тысяч… Далее цитирую распространённую в сетях версию: «Кроме этого, иск апеллирует к нарушению условий выкупа «Buchla & Associates», ибо новые владельцы «не смогли приложить разумные деловые усилия для выполнения плана продаж». Также иск проливает свет на факт, что Букла был нанят в новую компанию на должность главного технического директора, но она была необоснованно сокращена в 2013 году. Как утверждают юристы Дона, недобросовестные партнеры сделали все, чтобы основатель компании не смог воспользоваться преимуществами от сделки между сторонами процесса. В рамках судебного процесса Букла пытается восстановить контроль над исходными активами компании, интеллектуальной собственностью и подтвержденными заказами в пользу Buchla&Associates, помимо этого требуя компенсации убытков и морального ущерба — это, как минимум, 500 тысяч долларов. А если в ходе судебного рассмотрения еще и выяснится, что сердечный приступ, который Дон Букла пережил в 2014 году, был спровоцирован неправомочными действиями и давлением со стороны «Audio Supermarket», то исковая сумма может возрасти. Первый серийный синтезатор Буклы, Series 100, был выпущен в 1966 году. Несмотря на то, что его устройства не получили сравнимой с детищами Боба Муга известности, Дон сыграл огромную роль в формировании облика электронной музыки. В пользу этого говорит даже тот факт, что первый коммерческий электронный альбом «Silver Apples Of The Moon» Мортона Суботника был сделан с помощью одного из ранних синтезаторов Buchla. Какова цена справедливости и уважения в музыкальной индустрии наших дней? Воспользоваться слабостью человека в почтенном возрасте, который борется с болезнями на нескольких фронтах — это клеймо. Документы по иску Дона Буклы против «Audio Supermarket» находятся в свободном доступе».
Сергей Баландин
Дата публикации: 17:29 | 10.06.2016
Views: 232