Дитер Дёпфер

Выдающийся немецкий конструктор модульных систем звукового синтеза, разработчик стандарта Eurorack.

Dieter Doepfer [оригинал: DIETER DOPFER] (Дитер Дёпфер, или Допфер, как это принято у нас)… Итак, Дитер Допфер, или — как его ещё называют — «Отец второго поколения» возрождённых аппаратов модульного синтеза. Он основал «Doepfer Musikelektronik GmbH» в немецком городе Грефельфинг. Ассортимент выпускаемой продукции охватывает аналоговые модульные системы, MIDI-контроллеры, аппаратные MIDI-секвенсоры, MIDI-to-CV/Gate/Sync интерфейсы, MIDI-master клавиатуры и другое специальное MIDI-оборудование.

Когда Дитер ещё был студентом-физиком, он играл в группе и занимался ремонтом музыкальных примочек типа дисторшн, Wah-Wah, фазеров, флэнжеров и других. Так как гитара была его основным музыкальным инструментом, он, наряду с обычными эффектами, уже начинал экспериментировать с различными видами цепей фильтра. Он хотел, чтобы его гитарный саунд стал таким же легендарным, как звук, издаваемый далёким американским идолом «Moog». На первой поре своей деятельности, Дитер остро нуждался в деньгах, поэтому зарабатывал на жизнь и первые свои разработки игрой на свадьбах, вечеринках и где придётся.

Его попытки сделать звучание своей гитары посредством фильтров, фазовращателей и искажений синтезаторным были не особо удачными, он понял, что хочет глубже вникнуть в эту проблему. К счастью, в середине 70-х журнал электроники под названием «Elektor» опубликовал схемы модульного синтезатора «Formant». Каждый номер журнала был ориентирован только на один модуль: клавиатура, VCO, VCF, VCA, ADSR, LFO и т. д. Поэтому Дитер и решил лично заняться проблемой, связанной с Его пониманием улучшения звучания синтезатора…

Показать весь текст

Как только версия синтезатора «Formant» была собрана, всем сразу захотелось расширить его функции и возможности. Поэтому Допфер начал разрабатывать и продавать несколько формант-совместимых модулей, в частности, делитель субоктавных частот генератора, управляемый напряжением фазовращатель, строки фазера конвертатора толкателя, управляемые напряжением генераторы низкой частоты, VU-метры, системные таймеры, управляемые напряжением переключатели и джойстики. Один недостаток «Formant» — у него отсутствовал 24 Дб фильтр. Дитеру удалось достать официальный сервис-мануал «Муг», и, рабираясь в деталях, ему пришли идеи о восстановлении своей системы.

После этого Дитер выпустил успешную модульную систему A100, которую с удовольствием приняли такие группы как «Kraftwek» и иже с ними другие музыканты. У «Kraftwek», к которому всегда неровно дышал Дитер, последнее время стоял на сцене R2M (MIDI Ribbon Controller), но сейчас музыканты ставят «Dark Energy». Создав новую систему навигации для «Roboter», артистам стало намного удобнее управлять движениями при помощи секвенсора MAQ 16/3, сотворённого в содружестве с Флорианом Шнайдером, которого уже нет в их команде.

Как признаётся Дитер, без своей Sibille Heller он был как без рук. Она была для него важнейшей связью между его продуктом и клиентами. Если бы он создавал самые фантастические инструменты за закрытыми дверями, то проку от этого не было никакого. Зачем они нужны, если не будут использованы по назначению? Сибил Хеллер была его проводником.

Вся аппаратура Doepfer изготовляется только в Германии. Поэтапно его достижения и свершения можно описать по годам, которые наиболее полно покажут объём работы и открытий Допфера в сфере индустрии синтезаторного звука, обогатившего современную музыку:

♦ В 1979 году сделал управляемый напряжением фазер модуля для немецкого модульного синтезатора «Formant».
♦ В 1980 году произвёл полифонические модульные системы PMS (Quad-модули, Like Quad-VCO, Quad-VCF и др.)
♦ В 1982 году изобрёл голосовую модульную систему: один синтезаторный голос с двумя VCO, 2ADSR, 1VCF, 1VCA на одной клаве размером 100×160мм, разработанную с CEM-чипами от Дуг Кёртис (Doug Curtis), США.
♦ 1984 год. Родился восьми-битовый управляемый напряжением сэмплер с интерфейсом программного обеспечения «Commodore 64».
♦ 1985 год. Loop-опции, compander и синтез программного обеспечения для звукового сэмплера в FM, Fourier, Waveshaping и иже с ними…
♦ 1986 год. Первая версия MIDI-в-CV интерфейса MCV1.
♦ 1987 год. Компьютерный контроллер аудио-микшерной консоли CCM с компьютерным управлением фейдеров VCA и фильтров VCF, интерфейс и программное обеспечение для «Commodore 64» и «Atari ST».
♦ 1989 год. Простая MIDI мастер клавиатура LMK1
♦ 1989 год. MIDI клавиатура MMK2, используемая, например, группой «Kraftwerk».
♦ 1989 год. MIDI-мастер клавиатура controller MKC1/2 для комбинаций и в сочетании с LMK1.
♦ 1990 год. MIDI-мастер клавиатура LMK3 с симулятором фортепианного нажатия.
1990 год. MIDI-мастер LMK1V2 клавиатура (улучшенная версия LMK1).
♦ 1990 год. 16 голосный миди-расширитель ЗХ-16.
♦ 1990 год. Миди бас-гитарная педаль MBP1.
♦ 1990 год. Конвертер ударных в MIDI DMC-8.
♦ 1990 год. Универсальный MIDI-выход интерфейс MONA.
♦ 1991 год. 2 механических MIDI-клавиатуры K2B.
♦ 1991 год. MIDI-программу блока изменений MPC128.
♦ 1991 год. MIDI-to-Gate интерфейса MTG128 с поднятием затворов до 128 выходов, управляемыми в MIDI.
♦ 1991 год. MIDI-to-Switch интерфейса MTS128 с поднятием до 128 миди-контролируемых электронных ключей (например, в качестве MIDI-интерфейса для любой Non-MIDI-клавиатуры).
♦ 1992 год. MIDI-мастер клавиатуры серий LMK1+/LMK2+/LMK4+ с реальной hammer-механикой.
♦ 1992 год. GM-совместимый миди-расширитель для GMX-1.
♦ 1992 год. MIDI-аналоговый секвенсор MAQ16/3, разработанный в сотрудничестве с «Kraftwerk».
♦ 1993 год. MIDI-контроллер пакета затемнителя MIDIM8 с 8 силовыми выходами.
♦ 1993 год. MIDI-switchpack MTP8 с 8 силовыми выходами.
♦ 1993 год. MIDI-volume педальный контроллер MVP1.
♦ 1994 год. MIDI-мастер клавиатуры топ-модели LMK4+.
♦ 1994 год. MIDI glove MOGLI.
♦ 1994 год. Универсальный MIDI-генератор событий MEG.
♦ 1994 год. MIDI к реле интерфейса MTR128 для контроля поднятия до 128 реле через примечания MIDI вкл/выкл.
♦ 1994 год. MIDI-to-SYNC интерфейса MSY1.
♦ 1995 год. Монофонический аналоговый MIDI-синтезатор МС-404.
♦ 1995 год. 2 мануала к мастер-миди-клавиатуре TMK2.

♦ 1995 год. Аналоговая модульная система A-100. На момент начала производства имела десяток модулей — все они были формата, определенного Дёпфером — 3U в высоту и кратную 2HP ширину, с соединительными кабелями, имеющими моно-коннекторы mini-jack 3.5мм. Данный формат был определен как стандарт Eurorack и позже его начали использовать другие производители. На текущий момент времени A-100 имеет около 120 возможных модулей, а стандарт «Еврорэк» стал самым распространенным в мире для модульных синтезаторов.

♦ 1997 год. Модель MIDI-секвенсора SCHALTWERK.
♦ 1997 год. MIDI-to-CV интерфейса MCV4.
♦ 1997 год. MIDI-to-SYNC интерфейса MSY2.
♦ 1998 год. Миди-фейдер-бокс и модель аналогового секвенсора REGELWERK.
♦ 1998 год. MIDI-клавиатуры PK88 (относится, в особенности, к клавишам управления фортепианным расширителем).
♦ 1998 год. MIDI-to-CV/Gate interface MCV24 (24 CV/Gate выходов).
♦ 2006 год. Thru-Zero Quadrature VCO.
♦ 2006 год. 30/60 децибельный включатель конденсатора фильтра.
♦ 2006 год. А-100 Клавиатура/Секвенсор.
♦ 2010 год. Моно-синтезатор «Dark Energy».
♦ 2011 год. Аналоговый секвенсор «Dark Time».
♦ 2012 год. Второй моно-синтезатор «Dark Energy».

Продукты Doepfer не только предоставляют высокое качество звука, но и весьма надежны, доступны, а также стоят разумных денег. Наиболее популярные работы Дитера Допфера:

• A-100 BS1 Basis-System 1 (базовая модулярная система для работы с A-100 без MIDI-интерфейса).
• A-100 BS1 Basis-System 2 (идентична BS1, но с MIDI-интерфейсом).
• A-100 BSM Mini-System (минимальная практичная конфигурация A100).
• A-100 modular systems (модулярная система).
• MCV4 MIDI-CV converter (бюджетный MIDI-to-CV интерфейс).
• R2M Ribbon Controller (ленточный контроллер для MIDI и CV/GATE одновременно).
• MAQ16/3 Analogsequencer V3.4 (аналоговый MIDI и CV/GATE секвенсер).
• Моно-синтезаторы «Dark Energy»…

[свернуть]

Сергей Баландин

Дата публикации: 17:30 | 10.06.2016

Views: 153

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора Сергея Баландина