Немецкий промышленный дизайнер и саунд-инженер, создатель неповторимого Hartmann Neuron.
Аксель Хартман (Axel Hartmann) — немецкий промышленный дизайнер, инженер, с разной степенью участия которого были созданы такие значимые синтезаторы как Hartmann Neuron, Alesis Andromeda, Access Virus Polar, Fatar Studiologic Sledge, Moog Little Phatty и Minimoog Voyager XL, Arturia Origin, Spark и MiniBrute, Waldorf Wave, MicroWave и Blofeld. В 2015 году Хартман анонсировал новую модель синтезатора. Ни название, ни даже фактический производитель пока не известны, однако ясно, что это будет ограниченный выпуск (по 20 экземпляров чёрного и серебристого цвета) с полностью чёрной клавиатурой Fatar TP8. Синтезатор будет иметь в активе переработанный звуковой движок Sledge, тон-генератор которого который использует волновые таблицы и сэмплы, и, что самое интересное, очередную интерпретацию синтеза нейронных сетей, унаследованную от Neuron. Но об этом позже…
Аксель Хартман был также создателем компании по производству синтезаторов Hartmann Music GmbH и членом дизайнерской фирмы Designbox, разрабатывавшие технологии на базе фирмы Prosoniq для синтезатора Neuron и других музыкальных инструментов.
В 1984 году Аксель встал перед выбором: быть профессиональным музыкантом-клавишником или стать на ноги в более надёжном и постоянном бизнесе, нежели непредсказуемый успех на музыкальном поприще, и начать обучение в отрасли, пограничной искусству. Аксель выбрал второе как более безопасный вариант, хотя мог играть в довольно известной тогда фанк-рок-группе «Scrifis». Музыка, конечно же, по-прежнему оставалась его главным хобби, и он поигрывал в некоторых формациях и всегда с хорошими видами на успех. Работал и встречался с такими музыкантами и продюсерами как Фрэнк Фариан (Frank Farian), Вольфгангом Дюреном (W. Duren), Claudia Bruse…
После четырёхлетнего обучения в Технологическом Университете Саарбрюкена, в 1989 году Аксель поступил на работу в Waldorf Synthesizer, где работал над проектами синтезаторов Wave, Microwave XT, Pulse… Его первым заданием был дизайн Waldorf Microwave, ставший в отрасли классикой. В последующие годы Аксель нёс ответственность за весь ассортимент компании. За Waldorf Wave он получил массу дизайнерских призов и наград, включая Red Dot Design Award. В качестве последнего задания от компании, Акселю поручили оформление Waldorf Q. В дальнейшем Хартман принимал участие в разработке концептов Zarenbourg и Blofeld, но уже как сторонний подрядчик. Перейдя в фирму Alesis, Хартман вплотную занялся разработкой аналогового супер-синтезатора Andromeda A6, впоследствии ставшего культовым. Фирма Arturia на Musikmesse в США озадачила Акселя новыми разработками графических пользовательских интерфейсов своих программ. Одновременно с этим такие именитые фирмы, как Moog, дали задание Хартману разработать Little Phatty, Minimoog Voyager XL; StudioLogic — Sledge; Arturia — Origin, Spark & MiniBrute; а Access — Virus Polar. В 1995 году промышленными индустриальными дизайнерами Стефаном Лейтлом (Stephan Leitl) и Акселем Хартманом в городе Равенсбург на юге Германии была основана группа Designbox, разработавшая свой первый пользовательский графический интерфейс программного обеспечения. Компания Designbox (где Хартман занимает должность исполнительного директора) функционирует с 1 июня 1995 г. по настоящее время. И вот после более 10 лет работ в качестве дизайнера для других предприятий, Аксель решил разработать собственный синтезатор. Вместе со Стефаном Бернзее — владельцем основанной в 1990 году компании Prosoniq, использовавшей искусственные нейронные сети в музыке — он разработал концепцию для синтезатора с новым типом синтеза звука. Таким образом в 2000 году его компания Hartmann Music при широкой поддержке Prosoniq заявила синтезатор Neuron на рынке. Однако сам Хартман говорит, что синтезатор звучит, конечно, очень хорошо, но пока желаемого уровня развития не достиг. И стоил он в свое время весьма приличных денег. За инновации в технологии синтеза фирма Hartmann Music была удостоена нескольких наград. В 2003 году 21 января Аксель сочетался браком с Анитой (Anita Hartmann), а в марте 2003 года, во время проведения выставки Musikmesse во Франкфурте, синтезатор Neuron был отмечен премией «PPV Award». Эта награда, учреждённая популярным немецким журналом «Key», присуждается высокотехнологичным клавишным инструментам, чья «продвинутость», по мнению читателей журнала, позволяет эффективно раскрывать творческий потенциал музыкантов. Упомянутая награда точно характеризует возможности нового инструмента. В 2004 году, несмотря на прочную поддержку таких представителей музыкального мира, как Ханс Циммер, и интерес к инновационной технологии, из-за нерешённых вопросов с распространением и производством самих инструментов компания приказала долго жить. Долгое время софт оставался настоящей проблемой для желающих использовать Neuron, но обновлённая версия Neuron VS всё-таки вышла и стала доступной на сайте neuronsynth.com в бесплатном виде. Пришла пора поговорить о наиболее выдающимся изделии Акселя Хартмана: синтезаторе Hartmann Neuron: Что же представляет из себя синтезатор Hartmann Neuron? Чисто визуально в глаза бросается необычный интерфейс, но внутри установлен компьютер с тактовой частотой процессора 1.2 гГц, 256 мегабайтами оперативной памяти и 20-гигабайтовым жестким диском. Ну и, разумеется, со своей операционной системой. В Neuron реализован довольно редкий для синтезаторов тип генерации звуковой волны — ресинтез, или ресинтезис (Resynthesis). Производитель говорит о применении алгоритмов работы нейронных сетей. Ресинтез уже применялся и ранее, например, в NED Synclavier или в том же Waldorf Wave (для создания таблицы волн из аудиосигнала). Но в случае с Neuron, слово «ресинтез» приобретает иной, полноценный смысл. Структура синтеза включает в себя два генератора (называемые Resynator) и модуль морфинга (Blender) между ними. Резинаторы вместо привычных семплов используют так называемые «модели» — результат математического анализа семплов. Каждая модель имеет две группы параметров: Scape (характеристики источника звука) и Sphere (изменение звука). У каждой группы, в свою очередь, имеется три уровня параметров. Итого, на модель 6 параметров. Модуль Blender позволяет гибко настраивать морфинг (Morphing, или «перетекание») между моделями, но имеется и обычный способ Mix, позволяющий просто регулировать громкость резинаторов, без непосредственно морфинга. Вот, собственно, основа Нейрона. Остальные элементы синтеза довольно обыденны: LFO, Filter, FX… Звуковая архитектура Neuron и похожа и отличается от обычных синтезаторов. С одной стороны, имеются все характерные атрибуты аналогового синтезатора. С другой стороны — это абсолютно иной, не имеющий аналогий принцип создания звуков, требующий весьма напряженной работы процессоров. Этим обусловлены и более мощная, чем у конкурентов, аппаратная база Neuron (CPU и вычисления в режиме 32 разряда с плавающей точкой), и некоторые недостатки инструмента, в частности, всего лишь 4-частная мультитембральность и почти всегда 8-голосная полифония. Интересен и интерфейс. В темноте Neuron светится, создавая завораживающее зрелище, усиливаемое многочисленными рабочими элементами передней панели. Сам перл — жемчужина — интерфейса в уникальных органах управления. Три джойстика (первые два используются для контроля резинаторов, а третий для контроля фильтра и процессора эффектов) и специальные регуляторы «бесконечного вращения» предоставляющие прямой доступ ко многим параметрам инструмента. Может показаться, что регуляторы без фиксированной точки начала отсчёта — это не совсем удобно, однако, как только Вы прикасаетесь к любому из них, на дисплее тут же отображается название регулируемого параметра и его текущее значение. Так что все манипуляции производятся легко и интуитивно. «Нейрон» очень интересный инструмент для саунд-дизайна. Просто находка для композиторов, которые пишут музыку для кино. Его тембры завораживают своей многогранностью, бесконечностью. Это, отчасти, благодаря хорошо продуманному управлению параметрами синтеза. Нейрон нужно понять, проникнуться им. Нужно мысленно уйти от стереотипов в создании звука. В нём нет пресетов фортепиано, скрипок, духовых инструментов, барабанов… Из него практически невозможно получить классические сольные тембры, басы. Его стихия — это звуковые эффекты, бесконечные пэды со сложной фактурой. В этом Нейрон уникален. Чего явно не хватает в Нейроне, так это источников модуляции и полифонии. Максимум восемь голосов, да и то, если использовать только один резинатор. В сложных патчах с двумя резинаторами полифония уменьшается до 4-х голосов, а этого часто недостаточно при полифонической игре звуками с большим релизом. Просто генераторов огибающих и LFO для такого аппарата недостаточно. Было бы интересно, если бы в инструменте был шаговый секвенсор и арпеджиатор… Правда, это ограничение во многом нейтрализуется развитым управлением по MIDI. Движения джойстиков можно прописывать и затем воспроизводить синхронно с нажатием клавиш как дополнительный источник модуляции… Neuron прекрасно подходит для пост-производства: озвучивания, создания спецэффектов, звукового дизайна, обработки диалогов, не говоря уж о Surround-панорамировании. Инструмент отлично впишется в звукозаписывающую студию. Предусмотрены как аналоговые, так и цифровые входы/выходы, полный контроль по MIDI, возможность интеграции со звуковыми рабочими станциями через интерфейс USB. Годится Neuron и для концертной работы, так как его операционная система очень устойчива и обеспечивает полную функциональность в реальном времени. Neuron — это инструмент для действительно яркой, требовательной к звуку и смелой индивидуальности, чья творческая активность может проявляться в любой области звуковой индустрии. Однако, выпущено их было не так много, и найти этот синтезатор в настоящее время весьма сложно. В 2015 году, как говорилось в начале статьи, Аксель Хартман объявил о релизе лимитированной серии своего нового синтезатора (в 40 штук), функционирующем за счёт таблично-волнового синтеза и сэмпл-сета Neuron, а стоимость его будет составлять 20 000 долларов США. Однако, по объективным причинам, релиз задержан. Аксель Хартман по сей день живёт и трудится в Фронройте…
Сергей Баландин
Дата публикации: 21:08 11.10.2016
Views: 217