Исупова Л.М. в «Верасах» с 1971 по 1 января 1975 год
«Верасы» Дораинчикского периода
Сергей Баландин
27 июля 2011
Сколько раз просматриваю интернет и прессу, столько раз и диву даюсь – откуда только у наших доморощенных историков берётся «правдивая» информация о знаменитых заслуженных людях? Впрочем, я знаю откуда, но писать об этом пока воздержусь.
Очень хочется внести ясность в ситуацию, сложившуюся и закрепившуюся в анналах ансамбля «Верасы» в период, который определяется мной как Дораинчиксковый. Это первый состав девичьего коллектива, который мог долго и продуктивно жить, если бы не…
Думаю, что для продолжения высказанной мысли понадобится новая статья, которую я и опубликую несколько позже. В этой же теме я для начала приведу несколько цитат из опубликованных в прессе материалов, продублированных в электронном виде на своих сайтах. А там продолжим.
Итак, вот что пишет автор статьи «»Верасы» не хотели петь «Малиновку»» на страницах незабвенной «Комсомольской правды» в рубрике «Культура» от 05.07.2007 года:
«Первый состав, 1974 год: Люцина Шеметкова, Ядя Поплавская, Василий Раинчик, Люда Вознюк и Надя Микулич».
Это подпись под опубликованным фото, которое на самом деле датируется 1975 или 1980 даже годом. Позже поймёте, почему это важно.
«В это время четыре девушки – Ядя Поплавская, Люцина Шеметкова, Надя Микулич и Люда Вознюк – работали как женский квартет «Верасы» в филармонии с заслуженным артистом Эдуардом Мицулем, пели у него на бэк-вокале. А тут надвигалось время Всесоюзного конкурса артистов эстрады. «Верасы» решили стать ВИА, набрали музыкантов, в том числе Александра Тихановича, и пришли к Раинчику. Попросили подготовить их к конкурсу.
С конкурса «Верасы» вернулись лауреатами. А на следующий ехали уже с новым руководителем – Василием Раинчиком. Почти десять лет состав ансамбля оставался неизменным. Правда, одна серьезная потеря случилась вскоре после образования ВИА. Главной солисткой первых «Верасов» была Надежда Микулич – кроме нее, по признанию руководителя, по-настоящему больше никто петь не умел…».
С первых строк ложь. Сейчас со мной рядом Людмила Исупова, которая ответит мне на некоторые вопросы, связанные с тем периодом. Это информация из первых уст, в истинности которой не придёт в голову засомневаться.
– Люда, расскажи, пожалуйста, подробнее о тех временах, и о том, что ты думаешь по поводу прочтённого? Я знаю, что Людмила изначально нехотя влилась в этот коллектив, так как до него работала в «Золотых яблоках», почти весь состав которых ушёл в «Тонику» к Вуячичу, а «Роза ветров» тоже приказала долго жить. Привыкнув к чисто мужским коллективам, Исупова поначалу очень неуютно чувствовала себя среди девчачьего писка и отсутствия джаз-рока. …«А тут надвигалось время Всесоюзного конкурса артистов эстрады. «Верасы» решили стать ВИА, набрали музыкантов, в том числе Александра Тихановича, и пришли к Раинчику. Попросили подготовить их к конкурсу»… – Прокомментируй, пожалуйста. «Главной солисткой первых «Верасов» была Надежда Микулич – кроме неё, по признанию руководителя, по-настоящему больше никто петь не умел…» – Вижу противоречие у автора. Если мы только подпевали заслуженному артисту, то как мы, безголосые, к нему попали? Уж отбор в филармонии на то время был тщательный, а принимали только с предварительным прослушиванием и хотя бы со средним музыкальным образованием. Так кто же стал лауреатом – безголосые и непоющие? Или Раинчик научил их всех (то есть нас) петь? А разве было вообще в «Верасах» такое понятие как «Главный солист»? В первом составе пели все (!) девочки. Автор сказал неправду. Это пощёчина всему первому составу. …«Мало кто помнит, но первой «Малиновку» спела Людмила Исупова из «Песняров». Песня не пошла. А однажды Раинчик, экспериментируя на синтезаторе, придумал «свистящее» вступление и загорелся идеей именно в такой аранжировке спеть эту бесхитростную песенку. Собрал «малый худсовет» у себя дома – кроме него и его жены Ирины Цветковой (они поженились еще в консерватории, до «Верасов») – были Саша Тиханович и Ядя Поплавская (а они стали мужем и женой уже в «Верасах»)»… Дружный здоровый заразительный хохот после прочтения данного перла разнёсся по квартире и вырвался во двор через открытую балконную дверь. – Ну кто так коряво пишет? Ну и слог. А вот в этом месте… Нет, это просто невозможно! «»Верасы» не хотели петь «Малиновку»» – Так чего же поют? – «Подневольные мы… что барин прикажет, то и делаем».
– Полный бред! Мне такое даже в страшных снах не снилось. Чтобы привести в порядок хронологию в истории «Верасов» до того момента, как я покинула ансамбль, надо выбросить всю эту писанину вон – это для начала. А сейчас внимательно записывай. Начинаю с момента моего прихода в ВИА, а уж закончу с обоснованиями своего ухода из него. Период будет освещён только тем временем, свидетелем и участником которого я и являюсь. Серёжа, готов? Это было так:
Я официально была зачислена в «Верасы» Белгосфилармонии согласно трудовой книжке 22 ноября 1971 года. С Ядвигой Поплавской мой приход в ВИА был согласован ещё раньше. Наверное, месяцев за шесть до обозначенной даты.
Тогда «Верасы» уже были вокально-инструментальным ансамблем, что подтверждает опять-таки запись в моей трудовой. Опубликованная информация критически отличается от подлинной.
– Люда, надо заметить, что тогда «Верасами» считался только женский состав, о чём говорит и само название, явно не мужское.
– Весьма тонко подмечено. Изначально состав создавался как девичий вокально-инструментальный. Мы же владели не только вокалом, но и инструментами. Перечислю наш утвердившийся состав ВИА 1972 года: Ядвига Поплавская (вокал, клавишные), Люцина Шеметкова (вокал, перкуссия), Людмила Исупова (вокал, клавишные, флейта), Надежда Микулич (вокал, гитара). Это и есть именно Первый состав.
– Как же понять ту ересь, которая написана в статье по поводу вашей работы у Э. Мицуля в качестве подпевал? Насколько я знаю, ваш ВИА прикрепили к Эдуарду Мицулю только для того, чтобы вы обтесались, попривыкли к большой сцене, сформировались в экстремальных условиях непрерывных выступлений под чутким руководством Заслуженного артиста. У него же был собственный аккомпанирующий состав?
– Да, это так. Тогда на концертах мы, конечно же, пели вместе с ним, и были настоящим украшением как художественно-музыкальным оформлением, уже похожим на шоу. Мы не стояли на месте, мы двигались. Мы с Ядвигой как две клавишницы взаимозаменялись. Это было живое непосредственное начало на сцене. И это было совсем не то, что потом стало с «Верасами». Просто бэк-вокалистками мы никогда не были. Уже в то время у нас был готовый репертуар на целое отделение. Это разве похоже на группу сопровождения? Нет, конечно. Мы постепенно обрастали собственным репертуаром.
– Надо понимать опубликованное так: мол, из подпевки и сразу на конкурс? Да где ж такое было? (Смеёмся). Я лично к Раинчику не ходила и ни о чём не просила, даже не знала о его существовании вообще. Я его не знала и осенью 1974 года. А кто его знал? Кто-то ж знал… Дальше: «…решили стать ВИА…» – Мы уже были ВИА. – «…набрали музыкантов…» – Руководство укрепило «Верасы» аккомпанирующим составом под руководством Юрия Римашевского, в котором Тиханович был басистом. Он же тубист по образованию. – «А тут надвигалось время Всесоюзного конкурса…» – Не может надвигаться время какого-либо конкурса на неподготовленного исполнителя. Была соответствующая профессиональная подготовка у «Верасов». Руководство позаботилось только о художественно-сценической постановке и вызвало режиссёра-постановщика из Украины. (Богданов?). Он и выстроил из нашего готового репертуара программу на конкурс. Аранжировки создавал Юрий Римашевский единолично, но композиционно, естественно, всё обговаривалось заранее, и в этом и Ядвига Поплавская принимала немалое участие.
– Люда, так как тебе заявление автора этой статьи о том, что первый состав был без тебя, с В. Раинчиком да ещё в 1974 году?
– Это сущая ложь!
– Почему ты из истории «Верасов» вычеркнута, а вся информация о первых годах ВИА ведёт прямиком к господину Раинчику, который «сделал» из вас лауреатов (то есть из них, ведь по информации автора статьи, тебя вообще не было)?
– Я думаю, что после переворота, который произошёл сразу после конкурса артистов эстрады осенью 1974 года, а именно – замены музыкального руководителя Юрия Римашевского на В. Раинчика. Я не осталась под его началом. Я была единственным музыкантом, кто не принял сложившуюся позицию как должное и решила противостоять несправедливости. Пиком противостояния был полный разрыв с уже не теми «Верасами», а отчаянным актом протеста явился мой уход. Это уже не те «Верасы», о которых я мечтала. Такое решение оказалось верным. Меня ждали великие дела!
Раинчик не делал из нас лауреатов – он и рядом не стоял! Да, но он прекрасно устроился на чужих лаврах. Пожинать плоды чужих трудов – это не мешки с углём таскать.
– Ну и напоследок. Даю цитату из статьи, которая касается непосредственно тебя, Людмила Михайловна:
Вышла я прогуляться со скуки великой да прямо из «Песняров» как спела… Умора!
– А Мулявин увольнительную оформил…
– «Мало кто помнит…» Но помнят же! Уважаемые, запомнилось же вам моё выступление на ТВ-конкурсе «С песней по жизни». И видно «Малиновка» не давала покоя, щебетала, мол, возьмите, ну возьмите меня… До сих пор эхо того успеха несётся из статьи в статью. Редко какая иная птица долетит до середины Свислочи за столько долгих десятилетий. «Не пошла» она, а полетела. Да так «не пошла», что её в момент перехватили. Заставили бедную «Малиновку» изменить ориентацию в стиле Стиви Уандера да плясать под дудку-свистопляску. Птичку жалко.
Её-то, голубушку, знаменитой на весь СССР сделала-то именно я. И не зря, ведь запись именно «Малиновки» (остальные мне вернули) исчезла сразу же после выступления. Хватит уже говорить о том, что она не пошла. Именно пошла. Точка.
Дополнение: Поскольку с сайта убрали фотографию якобы 1974 года, то я решил провести небольшое расследование. Про отзывам очевидцев этой статьи в оригинале, мы нашли в интернете её копию. Обратите внимание на костюмы артистов.
А теперь посмотрите на эти две:
Костюмы идентичны. Я позвонил Надежде Микулич и поинтересовался годом съёмки, опираясь на описание костюмов и лиц. Надежда определила фотограии как сделанные не ранее, чем летом 1975 года. Я проверил эту инормацию и нашёл материал, откуда была взята фотография №2. Это скрин из фильма-концерта «Верасы», официально изданного летом 1975 года. Следовательно, фотография, выложенная в газете, не является доказательством присутствия Раинчика в Первом составе коллектива. Подпись под фотографией в газете есть фикция. Не зря её убрали с сайта!
Вonus: А также цирк {В. Орлов; ГТР БССР} 1983
https://youtu.be/Pm_RzmRGnOI
Views: 393