Создатель единственного признанного на Западе из советских синтезаторов, преподаватель электроакустики
Владимир Кузьмин — российский советский звукоинженер, конструктор, создатель оригинального советского «военного» синтезатора «Поливокс» и других замечательных электромузыкальных инструментов.
Владимир Михайлович Кузьмин родился 13 октября 1953 года во Владивостоке, а с 1963 года живет в Екатеринбурге, бывшем Свердловске. Там же он получил своё высшее образование, учась в Свердловском горном институте по специальности «Автоматизация производственных процессов», и стал инженером по электронике. С юности увлекался музыкой, был бас-гитаристом и звукорежиссёром в студенческой группе.
Далее судьба его свела со значимыми людьми всей его жизни — Владимиром Луговцом и его дочерью Олимпиадой — его будущей женой. Владимир посоветовал Кузьмину устроится работать на предприятие «Вектор», которое находилось на Урале, и где Луговец был заведующий отделом по разработке электромузыкальных инструментов, он же был разработчиком первого по-настоящему коммерчески успешного русского электронного клавишного инструмента «Фаэми».
В ведении «Вектора» тогда находилось два завода: в Свердловске и в Качканаре. Первый — завод с давней историей, и берёт своё начало от механических мастерских при Главном штабе Российской армии в Санкт-Петербурге, которые были созданы в 1811 г., а в годы Великой Отечественной войны он выпускал продукцию для нужд армии. Второй, Качканарский завод «Форманта» был построен в начале 70-х годов. Его специально построили, чтобы занять женское население Качканара, так как работать женщинам было негде: на градообразующем предприятии — горно-обогатительном комбинате — требовались в основном мужские руки. А в «Форманте» как в сборочных цехах, так и на монтаже и на настройке трудились сплошь женщины и девчонки после местного ПТУ . На этом заводе с 1975 года располагалось производство музыкального оборудования — электроорганов, усилителей, громкоговорителей.
Как таковой музыкальной индустрии в СССР не существовало. Просто отдельные заводы включали в свой план изготовление различного рода оборудования с целью расширения общего производства «товаров народного потребления». На военных и полу-военных заводах работали лучшие инженеры страны, поэтому было справедливо решено, что будет экономически выгодно начать производить на этих заводах товары мирного назначения: теле- и радиоприемники, магнитофоны и тому подобное. Но такие магические названия как электропиано, пиано-стрингс или синтезатор, были тогда чаще только на слуху у профессиональных и любительских коллективов, и лишь единицам где-нибудь в столицах, удавалось получить эти клавишные по линии импортных поставок или купить за большие деньги у фарцовщиков или у тех же гастролёров. А остальным оставалось забрасывать дирекции заводов и иные руководящие структуры письмами с упрёками о нежелании или неспособности дирекции этих самых заводов произвести что-нибудь подобное заграничным инструментам, так необходимых отечественному музыканту. Аналогичные письма попадали и на Уральский завод «Вектор»… Вот сюда-то и попал на работу Владимир Кузьмин, и его первым начинанием стала разработка в 1977 году отечественного пружинного ревербератора «Echo», который он с усмешкой называл «Кирпич». Одновременно с этим он участвовал в создании электрооргана «Фаэми-М», который можно назвать «Полифонической версией Фаэми». Он добивался, чтобы в этом инструменте были такие актуальные эффекты, как «портаменто» и фильтры… Кузьмин вообще был очень увлечён идеей создания синтезатора. Над этой темой он постоянно думал , в свободное время на работе или дома чертил и паял схемки, рисовал модель будущего изделия. Изначально он думал, что синтезатор будет с каким-нибудь минимально необходимым набором функций, например, один генератор, несложный фильтр, упрощенный генератор огибающей, небольшая клавиатура. И в чемодане да с крышечкой! Потом решил: если уж разрабатывать, то что-нибудь очень похожее на аналог! Конечно, информации не хватало. Ведь было понятно, что синтезатор — это не электроорган, он имеет иную структуру, другой набор функций и обязательные пределы регулировки требуемых параметров исполнителем. Соответственно и схема и технические параметры совершенно отличаются от традиционных электроорганов. Поэтому требовалось, прежде всего, изучение аналогов и примененных в них схемотехнических решений. А во времена СССР они были недоступны. Пришлось внимательно изучать соответствующую литературу, патенты, рекламные и сопроводительные материалы. И, разумеется, звуковые примеры западных инструментов. Когда в город приезжали ансамбли и группы из дружественных стран, и они, бывало, привозили с собой электроорганы «Crumar», «Farfisa» и «Weltmeister», а позже и синтезаторы «Moog», «Roland» и «Korg», тогда Владимир обращался к ним с просьбой одолжить инструменты на одну ночь, чтобы понять принципы их устройства и работы. Ему как специалисту, доверяли, а иногда даже просили что-нибудь в них настроить либо отремонтировать. Это был тот опыт, который трудно переоценить и который очень пригодился в дальнейшем. Наконец-то, в 1980 году ему, пропахавшему на заводе уже более 4 лет, и как инициатору этой темы, было поручено возглавить разработку нового инструмента. Добиться согласия руководства было нелегко, так как само слово «синтезатор» тогда было каким-то «не нашим» и «буржуйским», а сами синтезаторы казались чем-то несерьёзным и не на долго. Тем не менее, руководство решило рискнуть, и не прогадало. Признаться честно — это редкий случай в практике наших заводов в тот период времени. На время разработки была создана группа из ведущего инженера Кузьмина, ведущего конструктора Юрия Феофилова и ведущего дизайнера Олимпиады Кузьминой — жены Владимира, работавшей в группе дизайнеров на их предприятии. В дальнейшем к теме присоединился пришедший на предприятие разработчик Игорь Федосеев. Было замечательно, что они могли организовать производство полного цикла, на заводе работало около сотни человек, было конструкторское бюро, разработчики схем, изготавливались печатные платы, было производство литья из пластмасс и цветных металлов. Сколько было бумаги изведено, набрасывая разные варианты расположения органов управления, угла наклона передней панели и других конструктивных и дизайнерских решений — уму непостижимо! Обычно для синтезатора изготавливают одну общую плату, но это было невозможно сделать на заводе, поэтому Кузьмин избрал принцип модульного устройства, удобного для изготовления на конвейере: каждая звуко-генерирующая часть выполнена на индивидуальной печатной плате, вставляемой в объединительную плату, что позволяет легко извлекать её, например, для ремонта или для различных модификаций. Получался почти модульный синтезатор — как ступень к большим студийным синтезаторам. По этой же причине дизайнер Олимпиада Кузьмина расположила все ручки и переключатели на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы было сподручней ими крутить, и, заодно, вставлять новые модули. Новое детище было названо «Поливокс» — этот аналоговый отечественный синтезатор имел оригинальный необычный вид, навеянный образом советских военных радиостанций. Его боковины выглядят как гусеницы танка, были применены детали пластмассовых накладок для элементов графики, корпус синтезатора являлся и его чемоданом для переноски — открой верхнюю крышку и увидишь наклонную панель, регуляторы в сочетании с клавиатурой в 49 клавиш, объемные ручки, которые так и хочется потрогать. В то время Military Style с успехом применялся в зарубежном дизайне, но синтезаторов в данном стиле ещё не было, как нет в таком стиле и сейчас. На военном заводе грех было бы проигнорировать такую идею, тем более, что это было просто выполнить на милитаризированном предприятии. Название же стиля тогда определили по-советски: «Приборный». Впрочем, его назвать «Полевой кухней» — им бы в голову не пришло. Генераторов в «Поливоксе» решили оставить два. В принципе их могло быть сколько угодно: три как в «Minimoog», два как в «Moog Prodigy», один как в «Micromoog». Один ставить сочли убого, три — многовато. К тому же в «Поливоксе» реализована схема двухголосия, когда каждый генератор следит за своей нотой: один за верхней нажатой, другой за нижней, поэтому два — в самый раз будет. Генераторы выдавали пять форм звуковой волны на выходе: треугольную, пилообразную и три прямоугольные формы с разной скважностью (шириной импульса). Портаменто в режиме одноголосия идёт на оба генератора, а в режиме двухголосия только на один, что дает специфический эффект, похожий на «подтяжку» одной струны к ноте другой струны гитары. В один генератор можно плавно вводить выходной сигнал с другого генератора, получая разные эффекты типа ринг-модулятора. Далее в микшере можно плавно смешивать сигналы с обоих генераторов, генератора шума и внешнего источника. Ещё в конструкции синтезатора использовался ряд оригинальных решений, таких как использование герконов в контактной группе клавиатуры, отсутствие конденсаторов в схеме управляемого напряжением фильтра за счёт особенностей использованных операционных усилителей. Побочным эффектом выбранной схемы фильтра являются повышенные искажения звука, придающие агрессивность звучанию «Поливокса», наличие периодического режима работы генераторов огибающей, позволяющего автоматически повторять фазы атаки и затухания, наличие переключателя, подающего сигнал о нажатии клавиши, что позволяет не держать клавишу при исполнении длинных звуков и наличие оптронной педали для управления частотой среза фильтра. Когда пошли первые изделия, приходилось неделями сидеть на этом заводе и на месте вносить изменения в документацию, в методику измерений и контроля. Владимир рассказывает: «Были и курьёзы. Например, оригинальные ручки управления тоже были сделаны по спецпроекту под стиль синтезатора и отливались на заводе. Их не красили, но работник цеха должен был белой нитрокрасочкой залить специальное углубление напротив «клювика». И вот однажды уже начинали гасить свет. Десятки «Поливоксов» стоят на боку в ряд, готовые к следующим операциям. Гаснет свет, и что я вижу? Все «Поливоксы» светятся зеленоватым светом! Не сами «Поливоксы», а те самые точечки на ручечках. И их сотни! Зрелище завораживающее, как звёздное небо. А дело было в том, что послали девушку за краской в другой цех, ну ей и налили краски с содержанием фосфора, которая применялась для каких-то других изделий. Переделывать ничего не стали, так что теперь у кого-то есть эксклюзивные экземпляры «Поливокса» со светящимися в темноте ручками. Так сказать, Limited Edition». Затем последовало прохождение согласований во всех инстанциях, получение заключений и подписей на документации и в 1984 году началось серийное производство на Качканарском радиозаводе «Форманта». Этот знак, который ставился на синтезаторе вместе с наименованием «Поливокс», обозначает два стилизованных проводника на печатной плате. Производилось до 300 изделий в месяц… В результате синтезатор получил бронзовую медаль ВДНХ, а ведущие разработчики Авторские свидетельства на промышленный образец и Премию. Синтезатор выпускался вплоть до 1991 года. Поскольку это была аналоговая модель, она со временем устарела. Аналоговый синтез в то время сдавал позиции, во всём мире переходили на цифровые методы синтеза, но благодаря уникальному звучанию и внешнему виду эта машинка стала самым популярным и известным на Западе из советских синтезаторов, и единственным стоящим приличных денег до сих пор. В последние годы «Поливокс» стал известен во всем мире, его используют многие группы, например, Группа «Franz Ferdinand» записывала альбом на «Поливоксе», а «Rammstein» сыграла на нём в живом выступлении с Мэрлином Мэнсоном. Зарубежные музыканты нашли в советском аппарате инструмент для раскрытия новых возможностей и интересный ненамыливший ухо звук. Как генератор всевозможных шумов, визгов, бухов, бахов и прочего, он бесподобен. На нём можно сыграть, например, бомбардировщик! С рёвом моторов, свитом бомб и их разрывами, шипеньем змей, чуханьем паровоза, гула мотора, пистолетными выстрелами — отличная милитаристская музыкальная шкатулка. Причём, реальность синтезированных звуков достаточно высока. Кроме как на «Поливоксе», на других синтезаторах невозможно сделать некоторые звуки и эффекты. Многие используют именно этот синтезатор из-за тех красок, которые он даёт. Советская микроэлектронная база и некоторые её компоненты звучат, в принципе, по-другому. Схемотехника там совершенно другая, поэтому и звуки получаются другие, ведь схему для «Поливокса» нигде не копировали, но придумал сам Кузьмин, а так же были использованы оригинальные блоки и модули. Владимир Кузьмин на заводе «Вектор» в отделе электромузыки проработал с 1976 по 1991 гг. , пройдя путь от инженера-исследователя до главного конструктора электромузыкальных инструментов. Принимал участие в разработках вокодера, тон-генератора, MIDI-клавиатуры, дистанционного MIDI-контроллера РК-11К. С 1991 года работал на Качканарском радиозаводе «Форманта», где также занимался конструированием новых музыкальных устройств. Он является автором разработок: Электрооргана с авторитмом «Мануал» — это многоголосный электроорган с регистровым синтезом и встроенным ударным сопровождением (16 ритмических рисунков и 5 ударных инструментов). Может стоять на ножках или закрепляться на передней деке пианино, поэтому «Мануал» называют приставкой к пианино. Имеет встроенный и выносной громкоговорители. «ФАЭМИ-М» — это уже настоящий электроорган с 12-ю задающими генераторами и регистровым синтезом. Так же как и предыдущая модель «ФАЭМИ», имеет встроенный громкоговоритель. Питание от батарей или выпрямителя, а клавиатура аккордеонного размера. Пиано-стринг «Квинтет» — это пятиоктавный пиано-стринг. Имеет тембры пианино, клавесина, медных и струнных инструментов. Устройство трёхточечного унисона с регулируемой расстройкой, делает хоровое звучание весьма натуральным. Аналого-цифровой синтезатор «Маэстро» — первый серийный микропроцессорный синтезатор. Имеет 20 фиксированных тембров основных групп инструментов, хоровой эффект, арпеджиатор с запоминанием последовательности нажатых нот, а также джойстик для изменения высоты строя и глубины вибрато. Цифровой синтезатор с автоаккомпанементом «Артон ИК-51» — это полностью цифровой синтезатор, аналогичный серии «Yamaha PSR», с функцией автоматического автоаккомпанемента (бас, ритм, ударные). Синтез тембра Wavetable, для ударных — запись звучания целиком. Впервые в России имел полный протокол MIDI. Последняя разработка: Вокальный синтезатор «ВС-34». Нужно сказать отдельно — это вообще редчайший инструмент, коих было выпущено около 100 штук. Он позволяет синтезировать мужские и женские голоса в нескольких звуках «а», «о», «у», «и». Придуман в помощь самодеятельным коллективам, если, например, в ансамбле есть солист, гитаристы, а подкладки вокальной нет, никто ансамблем петь не умеет, то с «ВС-34» можно бэк-вокалить электронным звуком. Небольшая серая коробка поёт хором тридцати вокалистов. Звучит электронно, но очень похоже. Можно брать как низкие мужские, так и высокие женские ноты. В 1991 году, когда развалилась вся промышленность и Советский Союз прекратил своё существование, Владимир Кузьмин организовал своё консалтинговое предприятие, связанное с акустикой. Потом оно вошло в сеть «Музыкальный арсенал», под вывеской которой он сейчас и работает. С 1992 года возглавляет Уральский Центр музыкальной технологии. В 1992 году принимал активное участие в организации и проведении научно-технической конференции и технической выставки радиозавода «Форманта», проводившихся в рамках Фестиваля электронной музыки (делал доклад о новых разработках музыкальных инструментов). С 1997 по 2000 гг. преподавал авторский курс «Основы электроакустики» на кафедре звукорежиссуры Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, и по сей день сотрудничает со студией электроакустической музыки, участвует в совместных проектах по информатизации и новым технологиям в музыкальном образовании.
Пружинного ревербератора «Echo» — электромеханического устройства, добавлявшего эффект эха в звуковой сигнал путём электромеханической обработки. Основная цель такого прибора — сымитировать звучание в большом помещении. Отражение звука от его стен даёт характерный эффект эха, повторения фразы и др., что и называется реверберацией.
Сергей Баландин
Дата публикации: 17:30 | 10.06.2016
Views: 207