Том Оберхейм

Легендарный инженер-изобретатель электромузыкальных инструментов, а также преподаватель университета

Thomas Elroy Oberheim (Оберхейм, Оберхайм, Обергейм) родился в 07.07.1936 г. в малообеспеченной семье на северо-востоке штата Канзас в небольшом городе Манхэттен, главной достопримечательностью которого является канзасский университет (Kansas State University).

В июле 1956 года Томас по совету одного из своих друзей рванул в Калифорнию, куда и явился на старом корыте с десятью долларами в кармане. Дешевизна бензина в те времена позволила ему познать Лос-Анжелес не хуже профессионального таксиста, так как в поисках работы он всё-таки ездил по метрополии, а не зря вбивал ботинки в пыль. Поначалу Том устроился в авиастроительную фирму, но в декабре 1956 года прочёл объявление о наборе чертёжников в крупную технологическую компанию NCR (National Cash Register), которая производила оборудование для торговых сетей, банковской и финансовой сферы, и была одним из первых коммерческих предприятий, использовавших компьютеры.

Он с ранних школьных лет увлекался электрическими приборами, мастерив дома радио и другие объекты для себя и семьи. А тут компьютерная техника, о которой в те времена обывателю было ничего толком неизвестно. Крупногабаритные машины конца пятидесятых поразили юношу, что и стало его идефикс. За десять лет с 1959 по 1969 гг. он успел сменить семь фирм, но для себя выяснил, что школьных знаний ему явно маловато, и пора образовываться дальше. После принятого решения, он в шестьдесят девятом поступил в Калифорнийский университет “UCLA” на физфак, сохранив за собой последнюю работу в неполный рабочий день.

Показать весь текст

В процессе учёбы Том познакомился с студентами музфака, а позже и с преподавателями, которые дали ему “Добро” на посещение акустических лабораторий, в которых и столкнулся с вопросами, касаемых различных аспектов электронной музыки. Его новые друзья клавишник Джозеф Бёрд (Joseph “Joe” Byrd) и вокалистка Дороти Московиц (Dorothy Moskowitz-Falarski) из банды “United States Of America” таскали его с собой на свои концерты и джемы. Оберхейма заинтриговала музыкальная сторона электронной индустрии.

Вышеуказанная группа, не найдя консенсуса между музыкантами и выпустив одинокий провальный альбом, приказала долго жить. Один из её участников на прощание прибрал к рукам ринг-модулятор, а у новособираемой Бёрдом группы не было возможности найти новый. Вот тут и пришёл Тому его первый заказ.

Ринг-модулятор – это специальная электронная схема для обработки звука, содержащая кольцо из четырёх диодов для аналоговой продукции той поры, но Тому само название абсолютно ничего не говорило. В университетской библиотеке он нарыл статью немецкого инженера, одного из основателей электронной музыки и признанного изобретателя данного эффекта Харальда Боде с подробным описанием устройства. Так же у Боде в ходе работы в Центре электронной музыки Владимира Усачевского появились новые изобретения в виде модулятора “Bode Ring Modulator” и фейзера “Bode Frequency Shifter”, запатентованные Bode Sound Co, которые по лицензии использовал Боб Муг в своих синтерах. Оберхейм был впечатлён. Тогда-то Том и создал первый ринг-модулятор в виде гитарной примочки – педали. Собранные самостоятельно, первые экземпляры разошлись на Ура среди знакомых музыкантов.

Известный голливудский кинокомпозитор Леонард Розенман (Leonard Rosenman) захотел использовать ринг-модулятор при записи музыки к фильму “Beneath the Planet of the Apes” (1970 г.), о чём и сообщил Оберхейму. Показав на студии 20th Century Fox возможности модулятора в действии, сразу получил очередной заказ на “машинку”. Однако ярче всех вспыхнули желания преобрести полную эффектов коробочку у джаз-мэнов Чика Кориа, Хэрби Хэнкока и Кита Джарретта для своих электропианино “Rhodes”. Не остал от них и трубач-авангардист Дональд Джонсон Эллис.

И ринг-модуляторы, и фейзеры, выпускаемые под торговой маркой “Maestro”, уже ставшие культовыми, по-прежнему собирались в домашней мастерской Томаса вручную до пятидесяти приборов в день.Том поделился своими воспоминаниями о тех временах следующим: “Да, это была бы невероятная скучная рутина, если бы всё заключалось бы лишь в сборке и отгрузке приборов. Но когда ты занимаешься этим делом, и тебе звонят такие люди, как Херби Хэнкок или Ян Хаммер, которые говорят тебе: “Том, мы полюбили твой фейзер!”, тогда ты получаешь заряд энергии на все двадцать четыре часа”.

После посещения ярмарки музыкального оборудования NAMM в 1971 г., в частности павильона фирмы ARP с выставленными синтезаторами ARP2500 и ARP2600, он просто влюбился в 2600-ой и предложил компании себя в качестве дилера. Спустя некоторое время Оберхейм стал чуть ли не единственным дилером ARP на Западном побережье.

В 1973 году он организовал фирму Oberheim Electronics. Весной 1974 года Оберхейм познакомился с Дэйвом Россумом – студентом-микробиологом, грешившим самопальным исполнением собственных синтезаторов. Оформив патент на новую схему Тома, предприниматели составили соглашение о производстве и дележе прибыли. Так же принимало участие в создании продукции масса знаменитых личностей того времени.

Однако Том в это время создал ещё несколько инновационных продуктов, включая DS-2 (один из первых музыкальных секвенсоров) и Модуль расширения синтезатора (Synthesizer Expansion Module “SEM”). Первые коммерчески доступные многоголосые синтезаторы: “Oberheim TVS-1” двухголосый, а в ноябре 1975 года первый в мире серийный коммерческий полифонический четырёхголосный синтезатор Oberheim Four-Voice “FVS-1”, имевший четыре двухосцилляторных модуля SEM, каждый со своим фильтром и генератором огибающей, простейший аналоговый микшер, и 49-нотная клавиатура с цифровым сканированием голосов означали качественный прорыв в синтезаторной индустрии: каждый голос генерировался двумя осцилляторами, и имел собственные фильтр, генератор огибающей и усилитель – то есть имел свой собственный тембр и индивидуальную настройку, и эти четыре голоса, ноты, мелодические линии могли звучать и развиваться одновременно. На 1976 год, если не считать штучных экземпляров баснословно дорогого и огромного Yamaha GX-1, и модульных систем E-mu, столь же единичных, дорогих и огромных, у “FVS-1” просто не было конкурентов на рынке.

Восьмиголосый синтезатор, который был с четырьмя голосовыми структурами с внешними 4 модулями были основаны на SEM-конфигурации. SEM состоял из двух осцилляторов, генерировавших пилообразную и пульсирующую волны, LFO, двухполюсного мультирежимного (низких частот, полосно-пропускающий, высоких частот, полосно-задерживающий режимы) фильтра (12 дB/окт), имевшего собственную огибающую ASR, и усилителя со своей огибающей. Машины с восьмью голосами и с четырьмя голосами включали элементарное программирование, способное к запоминанию звуковых параметров настройки.

Дальнейшие синтезаторы Оберхейма OB-X и OB-Xa оснащались относительно большой SEM в пользу отдельных голосовых карт, обычных музыкальных кабинетов и усилителей. Оберхейм продолжал делать синтезаторы до конца 1980-х. Другие известные синтезаторы Оберхейма включают OB-1 (монофонический), OB-8, Xpander, Matrix-6, Matrix-12, и Matrix 1000.

“Gibson Guitar Corporation” купила компанию Оберхейма в 1986 году. И один из последних аналоговых синтезаторов фирмы – OB-Mx проектировал никто иной, как сам Дон Букла, впоследствии отрекшийся от него по причине неудачных фильтров. Более того, это был последний собственноручно спроектированный синтезатор Дона Буклы. Том Оберхейм не имеет к OB-Mx отношения. Тем не менее, оставшийся с именем Оберхейма и без отца OB-Mx имел и плюсы – присущее Оберхеймам звучание и возможность апгрейда пользователем через карты расширения (карта содержит генераторы, LFO, EG).

Торговая марка Oberheim позже лицензировалась для “Viscount International”, итальянского производителя цифрового органа. “Viscount Int” cделал цифровой синтезатор Oberheim OB12, гитару GM DSP 1000 с множеством эффектов, Линейкой MC основной клавиатуры, и OB3, портативной и недорогой имитацией популярного Хаммондского (Hammond) ряда органов. Драм-машина Оберхейма “DMX” (Drum Machine) была главным продуктом для ранней музыки хип-хоп (Hip-Hop Music).

Том Оберхейм объявил о выпуске двух новых дополнениях воскресшего аналога синтезаторов SEM. Первый девайс, который называется SEM-PRO, включает в себя 21 мини-гнездо для получения сигнала. Второе устройство, удивительный SO4V, что в переводе означает “Сын четырёх голосов”. Многие из нас помнят именно такой тандем SEM-PROплюс SO4V. К тому же девайс выполнен в старом добром стиле 70-х годов, что вызывает приятную ностальгию.

«Сын четырёх голосов» от SEM вобрал в себя все навороты 70-х: 100% дискретное моделирующее устройство, и никаких лишних заказных микросхем. SO4V может быть использован как четырёхголосный полифонический синтезатор или как 4 отдельных синтезатора с MIDI-интерфейсом. К тому же если соединить вместе два SO4V, то увеличить количество «голосов» до восьми.

Полифоническое Речевое Управление и программный сектор вобрал в себя все технические характеристики оригинального четырёхголосного речевого программирования и модуль клавиатурного контроля, а также многие другие “мастхэв” примочки… Каждый SO4V идёт с копией авторской подписи Оберхейма, если кому-нибудь это интересно…

[collapse]

Сергей Баландин

Дата публикации: 17:29 | 10.06.2016

Visits: 211

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина