Роберт Муг

Один из самых значимых инженеров и изобретателей в истории синтезаторостроения.

Роберт Артур Муг, или по-просту Боб Муг (Robert A. Moog, Bob Moog) родился в городе Флашин’ Мидоу, штат Нью-Йорк, США (Flushing Meadow, NY, USA) 23 мая 1934 года. Существует несколько вариантов написания на русском его фамилии как Мууг или Моуг, но в СССР среди музыкантов и журналистов вариант с длинным “У” не прижился. Ну правильно, зачем на английский манер коверкать простое и доступное Муг, когда проще обозвать его на привычный отечественным музыкантам манер? Купить его продукцию в СССР простым “лабухам” было не под силу да и негде, что отнюдь не уменьшало у творческих личностей интереса к ней. По просторам Союза шли слухи о новом изобретении, раскаляя вокруг него страсти, и количество желающих иметь в своём арсенале синтезатор Муга росло в геометрической прогрессии.

Но прочь словесную эквилибристику и вернёмся к деяниям Великого человека… Итак, Бобби подрос, и, как истинный нью-йоркец (нью-йоркер), был всей душой во власти быстро изменяющейся в жанрах и стилях музыке. Его завораживали новые звуки, издаваемые современными музыкальными инструментами благодаря продвинутым технологиям 20 века.

Ещё в 20-х годах советский изобретатель Лев Термен собрал первый электромузыкальный инструмент, который и обозвал в честь себя “Терменвокс”. Муг задумал изобрести нечто более грандиозное, вписав себя золотыми буквами в Аллею славы всех музыкальных Кулибиных мира, не забыв о душевном комфорте от осознания себя как первооткрывателя в сфере нового звука и, конечно, материальном благополучии в будущем с контрольным пакетом акций…

Показать весь текст

Для воплощения своих идей Бобу требовались знания, к которым он и устремился, успешно закончив школу с углубленным изучением технических и гуманитарных наук в 1952 году. В 1957 году он окончил колледж при Нью-Йоркском городском университете со степенью бакалавра в области физики. Прогресс был налицо, и Роберт рванул дальше в науку, пока его не обогнали другие экспериментаторы со звуком.

Тем временем Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис и иные композиторы с сотоварищи усердно склеивали магнитоплёнки с записью задом наперёд в поисках нового звука, создавая его методом наложения других обертонов на записанный аудиоряд.

А Роберт завоёвывал новые регалии на выбранном поприще, заслуженно получив степень бакалавра в области электротехники в Колумбийском университете и степень доктора философии в области прикладной физики в Корнелльском университете. Ему также присуждены почётные степени доктора наук Политехническим институтом Нью-Йоркского городского университета и колледжем Лайкоминг, Пенсильвания.

Однако мы убежали немного вперёд, бессовестно забыв о том факте, что в процессе учёбы девятнадцатилетний Муг уже начал довольно неплохо зарабатывать на вышеупомянутом терменвоксе товарища Льва Термена, сконструировав его на свой лад и опубликовав сей труд с подробным описанием агрегата в специализированном журнале.

Последующие пару-тройку лет Боб получал неплохую прибыль, основав вместе с отцом компанию R.A. Moog Co, продавая наборчики деталей из серии “Сделай сам” для собирания терменвокса имени Муга самостоятельно всего по полста долларов за коробку.

Роберт постоянно держал руку на пульсе электронных достижений, любыми путями узнавая новости из лабораторий Колумбийского университета, Принстона, Раймонда Скотта… Встречался он так же и с композитором Хербертом Дойчем, знатоком и творцом экспериментальной музыки, с которым он с пользой для собственного дела бесплатно обменивался нужной информацией.

Летом шестьдесят четвёртого в арсенале Муга уже был осциллятор (система, совершающая колебания, то есть показатели которой периодически повторяются во времени), управляемый электрическим напряжением, и усилитель. Боб поднял планку, замахнувшись на более сложную академическую музыку, начав создавать первый образец модульного синтезатора (монофонический бесклавишный модуль с дверным звонком вместо триггера).

Поскольку аппаратная часть синтезатора на данном этапе своего развития была, скажем просто, никакой, Муг и Дойч рванули в канадский университет города Торонто дабы посетить там музыкальный факультет для продолжения своих исследований в области изменения звука. Роберту подсказали использовать электронную фишку в виде фильтра, управляемого напряжением, которого до того момента у Муга не было. Несколько позже Владимир Усачевский – на то время композитор в Columbia-Princeton – предложил концепцию генератора огибающей ADSR.

После разруливания идей и воплощения их в жизнь, были добавлены дополнительные примочки, такие как генератор шумов, микшеры, которые сейчас воспринимаются как примитивные, и некоторые другие дополнения.

Учитывая год показа новоиспечённого агрегата на конференции AES, немудрено, что его раскрутка проходила со скрипом. Синтезатор был готов к производству, но желающих приобрести новинку находилось мало. Лишь благодаря добрым отзывам в сарафанном радио среди музыкантов как профи, так и любителей, продажи набирали обороты. С учётом того, что для потребителя, не привыкшего к такого рода новшествам, это была ещё экзотика, на которую тратить деньги решались далеко не все…

Этот первый синтер был для пользователя просто кошмаром. Из-за неправильных сборок громоздких модулей, потребитель, не имеющий представления, как надобно их собирать, на выходе не слышал ничего! Но как их собирать, если книг по сборке тогда просто не существовало, и народ маялся с подключениями, пока случайно не попадал на требуемую комбинацию коммутаций. В целях раскрутки детища, Муг и Дойч устраивали семинары с демонстрацией действий для нужного правильного коммутирования и последующих эффектов. Муг же писал статьи по данной теме в “Electronic Music Review”.

Но процесс пошёл, и его было уже не остановить. Для начала Муг сменил название своей компании на “Moog Music” (1972 год), которую впоследствии купил бренд “Norlin”, однако Боб покинул его из-за безалаберности в управлении и сбыте продукции.

Семьдесят восьмой год прошлого века Муг ознаменовал сотрудничеством с новым брендом “Big Briar”, выпускавшим терменвоксы под маркой “Etherwave”. К концу века компания стала выпускать аналоговые педали эффектов “Moogerfoogers”… Тогда же Муг заключил партнёрское соглашение с “Bomb Factory”, фирмой-производителем музыкальных плагинов, снабжённой своей студией звукозаписи.

В 1993 году “Moog Music” приказала долго жить, а Роберт не имел прав на выпуск продукции под своим именем. Чуть позже Дон Мартин купил права на этот бренд.

После судебной тяжбы с Доном Мартином, “Big Briar” получила-таки право на марку “Moog Music” и пустила в серию новую версию минимуга “Minimoog Voyager”.

Можно долго и нудно пересказывать названия и детали работы Мастера звука, но хотелось бы остановиться на одной, не заметной с первого взгляда, детали, которую воспринять могут только не зазомбированные громкими именами люди – это факт того, что синтезатор Муга есть продукт коллективной работы творческих людей. Впрочем, как нет одного единственного изобретателя, например, радио. Есть открытия в различных областях науки, принадлежавшие разным людям, и есть человек, собравший их воедино, который не делал вышеописанных открытий.

Поэтому от музыкантов всех стран поклон всем участникам собирания синтезатора имени Муга и ему лично за целенаправленность и упорство в достижении поставленной цели. Его усилиями синтезатор стал доступным и простым в использовании музыкальным инструментом с доступным же пониманию любого юнца интерфейсом.

Умер Роберт Муг 21 августа 2005 г. в возрасте 71 года, в Эшвилле, Северная Каролина, США.

[collapse]

Сергей Баландин

Дата публикации: 17:29 | 10.06.2016

Visits: 184

Добавить комментарий

Или сразу войдите на сайт из Вашего аккаунта соцсети: 

Официальный сайт композитора и литератора Сергея Баландина